Сюрреализм вырос из движения дада, которое также было восстанием против самодовольства среднего класса. Однако художественные влияния исходили из многих разных источников. Наиболее непосредственное влияние на некоторых сюрреалистов оказал Джорджио де Кирико, их современник, который, как и они, использовал причудливые образы с тревожащими сопоставлениями (и его движение в метафизической живописи). Их также привлекали художники недавнего прошлого, которые интересовались примитивизмом, наивными или фантастическими образами, такими как Гюстав Моро, Арнольд Боклин, Одилон Редон и Анри Руссо. Даже художники времен Возрождения, такие как Джузеппе Арчимбольдо и Иероним Босх, давали вдохновение в той мере, в какой эти художники не были чрезмерно озабочены эстетическими проблемами, связанными с линией и цветом, но вместо этого чувствовали себя обязанными создавать то, что сюрреалисты считали "реальным".
Движение сюрреалистов началось как литературная группа, тесно связанная с Дада, возникшая после краха Дада в Париже, когда стремление Андре Бретона привнести цель в Дада столкнулось с антиавторитаризмом Тристана Тцары. Тристан Тцара антиавторитаризм. Бретон, которого иногда называют "Папой" сюрреализма, официально основал движение в 1924 году, когда написал "Манифест сюрреализма". Однако термин "сюрреализм" был впервые введен в обиход в 1917 году Гийомом Аполлинером, когда он использовал его в программных заметках к балету "Парад", написанному Пабло Пикассо, Леонидом Массином, Жаном Кокто и Эриком Сати.
Примерно в то же время, когда Бретон опубликовал свой первый манифест, группа начала издавать журнал "Сюрреалистическая революция", который в основном был посвящен литературе, но также включал репродукции произведений искусства таких художников, как де Кирико, Эрнст, Андре Массон и Ман Рэй. Публикация продолжалась до 1929 года.
Бюро сюрреалистических исследований или Centrale Surréaliste также было создано в Париже в 1924 году. Это была слабо связанная группа писателей и художников, которые встречались и проводили интервью, чтобы "собрать всю возможную информацию, связанную с формами, которые могли бы выразить бессознательную активность ума". Бюро, возглавляемое Бретоном, создало двойной архив: один, в котором собирались образы снов, и другой, в котором собирались материалы, связанные с общественной жизнью. По крайней мере, два человека ежедневно дежурили в офисе - один встречал посетителей, а другой записывал наблюдения и комментарии посетителей, которые затем становились частью архива. В январе 1925 года Бюро официально опубликовало свои революционные намерения, которые подписали 27 человек, включая Бретона, Эрнста и Массона.
Сюрреализм: концепции, стили и тенденции
Сюрреализм во многом разделял антирационализм дада, движения, из которого он вырос. Первые парижские сюрреалисты использовали искусство как передышку от жестоких политических ситуаций и для устранения беспокойства, которое они испытывали по поводу неопределенности мира. Используя фантазию и образы сновидений, художники создавали творческие работы в различных средствах массовой информации, которые раскрывали их внутренний мир эксцентричными, символическими способами, выявляя тревоги и анализируя их с помощью визуальных средств.
Картины сюрреалистов
Существовало два стиля или метода, которые отличали сюрреалистическую живопись. Такие художники, как Сальвадор Дали, Ив Танги и Рене Магритт, рисовали в гиперреалистичном стиле, в котором объекты изображались в четких деталях и с иллюзией трехмерности, подчеркивая их сказочность. Цвет в этих работах часто был либо насыщенным (Дали), либо монохромным (Танги), оба варианта передавали состояние сна.
Несколько сюрреалистов также в значительной степени полагались на автоматизм или автоматическое письмо как способ подключиться к подсознанию. Такие художники, как Джоан Миро и Макс Эрнст, использовали различные техники для создания невероятных и часто диковинных образов, включая коллаж, рисование, фроттаж, декалькоманию и граттаж. Такие художники, как Ханс Арп, также создавали коллажи как самостоятельные работы.
Гиперреализм и автоматизм не были взаимоисключающими. Миро, например, часто использовал оба метода в одной работе. В любом случае, какой бы предмет ни был выбран или изображен, он всегда был причудливым - предназначенным для того, чтобы беспокоить и ставить в тупик.
Сюрреалистические объекты и скульптуры
Бретон чувствовал, что объект находился в состоянии кризиса с начала 19-го века, и думал, что этот тупик можно было бы преодолеть, если бы объект во всей его необычности можно было увидеть как будто впервые. Стратегия заключалась не в том, чтобы создавать сюрреалистические объекты ради шокирования среднего класса в стиле дадаизма, а в том, чтобы сделать объекты "сюрреалистичными" с помощью того, что он назвал депайесментом или отчуждением.
Ограниченное число сюрреалистов известны своими трехмерными работами. Арп, который начинал как часть движения дада, был известен своими биоморфными объектами. Работы Оппенгейма представляли собой причудливые комбинации, которые вырывали знакомые предметы из их повседневного контекста, в то время как работы Джакометти представляли собой более традиционные скульптурные формы, многие из которых были гибридными фигурами человека и насекомого. Дали, менее известный своими 3D-работами, создал несколько интересных инсталляций, в частности, "Дождливое такси" (1938), которое представляло собой автомобиль с манекенами и серией труб, которые создавали "дождь" в салоне автомобиля.
Сюрреалистическая скульптура - Страница движения
Сюрреалистическая фотография
Фотография, из-за легкости, с которой она позволяла художникам создавать сверхъестественные образы, занимала центральную роль в сюрреализме. Такие художники, как Ман Рэй и Морис Табар, использовали среду для изучения автоматического письма, используя такие техники, как двойная экспозиция, комбинированная печать, монтаж и соляризация, последняя из которых полностью отказалась от камеры. Другие фотографы использовали вращение или искажение для создания причудливых изображений.
Сюрреалисты также оценили прозаическую фотографию, вырванную из ее обыденного контекста и рассматриваемую через призму сюрреалистической чувствительности. Народные снимки, полицейские фотографии, кадры из фильмов и документальные фотографии - все это было опубликовано в сюрреалистических журналах, таких как La Révolution surréaliste и Minotaure, совершенно не связанных с их первоначальными целями. Сюрреалисты, например, были в восторге от фотографий Парижа Эжена Атже. Опубликовано в 1926 году в Революция сюрреалистов по подсказке его соседа, Ман Рэя, образы Атже быстро исчезающего Парижа были восприняты как импульсивные видения. Фотографии пустых улиц и витрин магазинов Atget напомнили о собственном видении сюрреалистом Парижа как "столицы мечты".
Дада и сюрреалистическая фотография - Страница движения
Сюрреалистический фильм
Сюрреализм был первым художественным движением, экспериментировавшим с кино отчасти потому, что оно предоставляло больше возможностей, чем театр, для создания причудливого или нереального. Первым фильмом, охарактеризованным как сюрреалистический, был Entr'acte 1924 года, 22-минутный немой фильм, написанный Рене Клером и Франсисом Пикабиа и снятый режиссером Клером. Но самым известным режиссером-сюрреалистом был, конечно, Луис Буниэль. Работая с Дали, Бунюэль снял классические фильмы "Un Chien Andalou" (1929) и "Золотой век" (1930), оба из которых характеризовались разобщенностью повествования и их своеобразной, иногда тревожащей образностью. В 1930-х Джозеф Корнелл снимал сюрреалистические фильмы в Соединенных Штатах, такие как "Роуз Хобарт" (1936). Сальвадор Дали разработал последовательность сновидений для "Зачарованного" Альфреда Хичкока (1945).
Сюрреалистический фильм - Страница движения
Взлет и упадок сюрреализма
Хотя сюрреализм возник во Франции, его разновидности можно обнаружить в искусстве по всему миру. Особенно в 1930-1940-х годах многие художники были вовлечены в его орбиту, поскольку усиливающиеся политические потрясения и вторая глобальная война породили опасения, что человеческая цивилизация находится в состоянии кризиса и коллапса. Эмиграция многих сюрреалистов в Америку во время Второй мировой войны еще больше распространила их идеи. Однако после войны идеям группы был брошен вызов ростом экзистенциализма, который, также прославляя индивидуализм, был более рационально основан, чем сюрреализм. В искусстве абстрактные экспрессионисты включили сюрреалистические идеи и узурпировали их господство, впервые применив новые техники для представления бессознательного. Бретон все больше интересовался революционным политическим активизмом как основной целью движения. Результатом стало разделение первоначального движения на более мелкие фракции художников. Бретонцы, такие как Роберто Матта, верили, что искусство по своей сути является политическим. Другие, такие как Ив Танги, Макс Эрнст и Доротея Таннинг, остались в Америке, чтобы отделиться от Бретона. Сальвадор Дали также уехал в Испанию, веря в центральную роль личности в искусстве.
Последующие события - После сюрреализма
Абстрактный экспрессионизм
В 1936 году Музей современного искусство в Нью-Йорке организовал выставку под названием Фантастическое искусство, дадаизм, сюрреализм, и она произвела сильное впечатление на многих американских художников. Некоторые, такие как Джексон Поллок, начали экспериментировать с автоматизмом и образами, которые, казалось, происходили из бессознательного, - эксперименты, которые позже привели к его картинам "капельного" типа. Говорят, что Роберт Мазервелл аналогичным образом "застрял между двумя мирами" абстракции и автоматизма.
Во многом из-за политических потрясений в Европе Нью-Йорк, а не Париж, стал зарождающимся центром нового авангарда, который предпочитал обращаться к бессознательному с помощью абстракции, в отличие от "нарисованных вручную снов" Сальвадора Дали. Выставка художников, оказавших влияние на сюрреализм (Ротко, Готтлиб, Мазервелл, Базиотес, Хоффман, Стилл и Поллок), а также европейских художников Миро, Кли и Массона, организованная Пегги Гуггенхайм в 1942 году, подчеркивает скорость, с которой сюрреалистические концепции распространились в художественном сообществе Нью-Йорка.
Страница движения абстрактного экспрессионизма
Феминизм и женщины-сюрреалистки
Сюрреалистов часто изображали как сплоченную группу мужчин, и их искусство часто представляло женщин как диких "других" в культурном, рациональном мире. Работа историков искусства-феминисток с тех пор исправила это впечатление, не только выделив количество женщин-сюрреалисток, которые были активны в группе, особенно в 1930-х годах, но и проанализировав гендерные стереотипы, действующие во многих видах сюрреалистического искусства. Искусствоведы-феминистки, такие как Дон Эйдс, Мэри Энн Коуз и Уитни Чедвик, посвятили этой теме несколько книг и выставок.
Британский сюрреализм
Интересно, что многие известные женщины-сюрреалистки были британками. Примерами могут служить Эйлин Агар, Ителл Колкухун, Эдит Риммингтон и Эмми Бриджуотер. Особенностью британской интерпретации идеологии сюрреализма было постоянное исследование отношений человека с окружающей его природой и, что наиболее заметно, с морем. Наряду с Агаром, у Пола Нэша развился интерес к объекту труве, обычно в виде предметов, собранных на пляже. Акцент на границе, где суша встречается с морем, и где скалы антропоморфно напоминают людей, задел за живое британскую идентичность и, в более общем плане, сюрреалистические принципы примирения и объединения противоположностей.
Международная выставка сюрреалистов (1936), состоявшаяся в Лондоне, стала особым катализатором для многих британских художников. Возглавляемое Роландом Пенроузом и Гербертом Ридом движение процветало в Британии, создав международных икон -Леонору Кэррингтон и Ли Миллер, а также стимулируя практику другого важного круга художников, окружавших Бена Николсона, Барбару Хепворт и Генри Мура. В целом, предпочтение эксцентричного воображения и принципиальный отказ от стандартных и рациональных способов ведения дел с самого начала нашли хороший отклик. Этот золотой период для искусства в целом в Великобритании, и, более конкретно, наследие британского сюрреализма продолжает влиять на художественную практику страны сегодня.