Найти тему

Биография Эдварда Мунка

Оглавление

Детство

Эдвард Мунк родился в 1863 году в загородном фермерском доме в деревне Адалсбрук, расположенной в Лотене, Норвегия. Его отец, Кристиан Мунк, был практикующим врачом, женатым на Лауре Кэтрин Бьолстад. Семья, в том числе сестры Йоханна Софи, Лаура Кэтрин, Ингер Мари и брат Питер, переехали в Осло в 1864 году, после назначения Кристиана офицером медицинской службы в крепости Акерсхус, военной зоне, которая в то время использовалась как тюрьма. Мать Мунка умерла от туберкулеза в 1868 году, в тот же год, когда родилась Ингер Мари. В течение десятилетия любимая сестра Мунка, Софи, всего на год старше его и одаренная молодая художница, также умерла от туберкулеза. Отец Мунка, христианин-фундаменталист, впоследствии испытывал приступы депрессии и гнева, а также квазидуховные видения, в которых он интерпретировал болезни семьи как наказание божественного происхождения.

Во многом из-за медицинской карьеры Кристиана в армии семья часто переезжала и жила в относительной бедности. Кристиан часто читал своим детям истории о привидениях Эдгара Аллана По, а также уроки истории и религии, прививая юному Мунку общее чувство тревоги по поводу смерти (и болезненного увлечения). Кроме того, слабая иммунная система Мунка не могла противостоять суровым скандинавским зимам, а частые болезни месяцами не позволяли ему посещать школу. Чтобы скоротать время, Мунк занялся рисованием и акварелью.

Искусство стало постоянным увлечением Мунка в подростковом возрасте. В тринадцать лет он познакомился с работами молодой Норвежской ассоциации художников и был особенно вдохновлен пейзажными картинами группы. В процессе копирования этих работ он самостоятельно освоил технику масляной живописи.

Раннее обучение

В 1880-х годах, в поисках богемного образа жизни, Мунк открыл для себя труды философа-анархиста Ханса Егера, главы группы под названием "Кристиания-Богема" (в качестве центрального принципа более широкой антибуржуазной программы группа выступала за либеральное сексуальное поведение, или "свободную любовь", и отмену брака). У Мунка и Джегера сложилась тесная дружба, и Джегер поощрял художника больше использовать личный опыт в своей работе. "Больной ребенок" (1885-86), мрачная композиция, которая служила памятником покойной сестре Мунка, Софи, говорит о глубоком влиянии Йегера на Мунка в этот период. Когда картина была выставлена в качестве этюда в Кристиании в 1886 году, она подверглась нападкам критиков, а также коллег самого Мунка за ее откровенно нетрадиционные качества, такие как поцарапанная поверхность краски и в целом незавершенный вид работы.

-2

В 1889 году Мунк отправился в Париж на государственную стипендию, чтобы учиться в мастерской Леона Бонна. Его картина "Утро" (1884) была включена в норвежский павильон Всемирной выставки того же года. Мунк начал рисовать в Париже вслед за импрессионистами, такими как Мане, и постимпрессионистами Гогеном, Ван Гогом и Тулуз-Лотреком, чьи иногда воздушные композиции резко отличались от частых тем смерти и личных потерь Мунка. В том же году скончался отец Мунка, травмирующее событие, которое пробудило в художнике вновь обретенный интерес к духовности и символизму. Об этом свидетельствует задумчивая картина с изображением пустой комнаты, Ночь в Сент-Клауде (1890), которая служила памятником Кристиану Мунку.

Зрелый период

В 1892 году Союз берлинских художников пригласил Мунка стать объектом первой персональной выставки союза. Представленные работы вызвали много споров из-за их радикального цвета и мрачной тематики, и выставка была преждевременно закрыта. Мунк извлек выгоду из остаточной известности, и в результате его карьера процветала. Год спустя он выставил в Берлине группу из шести картин на любовную тематику, которые в конечном итоге превратились в более крупную, известную серию Frieze of Life - Поэма о жизни, любви и смерти (1893).

-3

Серия Frieze и связанные с ней работы, созданные Мунком в 1890-х годах, являются одними из самых значимых в художественном отношении и широко известных за всю его карьеру. Мунк теперь создаются в быстрой последовательности его подпись картин Крик (1893), любовь и боль (1893-94), пепел (1894), Мадонна (1894-95) и полового созревания (1895). Хотя эти работы составляют лишь часть лучших излияний Мунка, все они вызывают характерно глубокую поэтическую меланхолию, основанную на темах изоляции, смерти и потери невинности. В конце 1890-х годов Мунк также проявил интерес к фотографии, хотя он никогда не считал эту среду равной живописи или гравюре.

Поздний период

В 1908 году, после пребывания в Берлине и последующего возвращения в Париж, у Мунка случился нервный срыв. Богемная жизнь с чрезмерным употреблением алкоголя и драками, боль и беспокойство, вызванные потерей его сестры и отца, взяли свое. Мунка поместили в больницу в Копенгагене, где в течение восьми месяцев он соблюдал строгую диету и режим "электризации". Находясь в больнице, Мунк создал литографическую серию "Альфа и Омега" (1908), изображающую отношения художника с различными друзьями и врагами.

-4

На следующий год Мунка выписали из больницы, и, как посоветовал его врач, он немедленно вернулся в Норвегию, чтобы вести тихую уединенную жизнь. Впоследствии Мунк черпал вдохновение в норвежском пейзаже и повседневной деятельности фермеров и чернорабочих. Отражая новую оптимистичную перспективу, работы Мунка этого периода использовали более светлую палитру (включая белое или негативное пространство, качество, практически отсутствующее в предыдущих работах), свободные мазки и темы, вращающиеся вокруг жизни, работы и отдыха на ферме. Среди репрезентативных работ этого периодаСолнце (1912), Весенняя вспашка (1916) и Купающийся человек (1918).

Мунк продолжал рисовать на основе своей повседневной жизни и личного опыта, теперь избегая открытых тем потери и смерти. Исключением была сосредоточенность Мунка на собственной смертности, что отражено в нескольких мрачных автопортретах 1930-х и 40-х годов. Кроме того, он создал много рисунков и пейзажей. В 1940 году Норвегия была захвачена нацистами; впоследствии Гитлер счел многие картины Мунка "дегенеративными" и изъял из немецких музеев. Из восьмидесяти двух работ, конфискованных во время войны, семьдесят одна (включая Крик) была в конечном итоге спасена норвежскими коллекционерами и благотворителями и возвращена в родную для Мунка Норвегию.

-5

В возрасте 80 лет, когда зрение периодически подводило его с начала 70-х годов, и он страдал от продолжительной болезни, вызванной взрывом на соседнем заводе по производству боеприпасов, Мунк умер в городе Экели, недалеко от Осло.

Наследие Эдварда Мунка

Мунк оказал глубокое влияние на последующих художников в Европе и Соединенных Штатах, несмотря на то, что его особый стиль появился сразу после Первой мировой войны. Новаторские немецкие художники-экспрессионисты, такие как Кирхнер, Кандинский, Бекман и другие, занимающиеся выражением индивидуальной психологии с помощью интенсивного цвета и полу абстракции, нашли значительное вдохновение в меланхоличных, но резких полотнах Мунка. Мрачный, звучный цвет Мунка, а также его изображение человеческой фигуры в полуабстрактных тонах доказали бы устойчивые выразительные и стилистические отличительные черты символизма, Экспрессионизм, фовизм и даже сюрреализм. Влияние Мунка заметно даже в работах более поздних художников, таких как Фрэнсис Бэкон, чьи портреты отражают психологическое смятение натурщика, которое проявляется в искаженных чертах лица и тела.

После его смерти в 1944 году стало известно, что Мунк завещал свои оставшиеся работы городу Осло. Коллекция, насчитывающая около 1100 картин, 4500 рисунков и 18 000 гравюр, была предоставлена собственному музею в 1963 году, где она служит свидетельством прочного наследия Мунка.