Найти в Дзене

Портрет Жаннин

Эта относительно ранняя работа, портрет первой жены художника Жанни Гийу, была написана в Ницце, когда они вдвоем жили там после демобилизации де Сталь из Французского иностранного легиона. Как и на многих ранних портретах де Сталь, у натурщика задумчивое, подавленное выражение лица, а цветовая палитра приглушенная и меланхоличная. Сине-желтая цветовая гамма и голова с вуалью придают Джинни бесспорно марианские черты, возможно, указывая на частичное вдохновение для произведения религиозного искусства эпохи постренессанса.

То есть работы Де Сталь этого периода напоминают маньеристские портреты Эль Греко (1541-1614) с их выразительным удлинением человеческих конечностей и атмосферным, задумчивым использованием цвета и оттенков. В то же время эти качества, а также доминирование оттенков синего наводят на мысль о так называемом "голубом периоде" Пикассо (1901-04), когда тяжелая депрессия привела художника к созданию экспрессионистских портретов повседневных человеческих предметов. Оставляя в стороне эти тонкости стилистических ассоциаций, которые, как было замечено, делают работы де Сталь начала 1940-х годов несколько производными, наиболее очевидным отличием от последующей работы является прямое репрезентативное качество произведения.

Эта репрезентативная функция также укореняет портрет в биографии, придавая ему определенную пронзительную ясность. Джинни позже умрет от недоедания в оккупированном нацистами Париже, и из настроения этого произведения, несмотря на его сходство с большей частью работ де Сталь того периода, становится ясно, что натурщица уже несчастна, возможно, нездорова. Женитьба Де Сталь на своей второй жене вскоре после смерти Джинни опровергает его горе от потери творческой, а также романтической спутницы, и заманчиво предположить, что этот эпизод - и лишения войны в целом - усугубили депрессию, которая будет беспокоить его всю оставшуюся жизнь.

Холст, масло - Частная коллекция