Найти в Дзене

Вавилонская башня

     Питер Брейгель Старший 1563 год
Питер Брейгель Старший 1563 год

Огромная, частично построенная башня доминирует над необычной работой Брейгеля 1563 года Вавилонская башня. Вокруг здания находится пейзаж, усеянный крошечными фигурками, некоторые из которых маршируют в процессии вокруг его изогнутых этажей, в то время как другие трудятся на строительных лесах вдоль его сторон. Справа корабли разгружают строительные материалы; во всех деталях картина до мелочей натуралистически точна.

Это одна из трех картин, созданных Брейгелем вокруг библейского рассказа о Вавилонской башне. При этом он выбрал историю, призванную дать моральное указание на опасность чрезмерных амбиций. В оригинальном повествовании из Книги Бытия Бог мешает королю Нимроду построить башню, предназначенную для достижения высот небес, проклиная строителей, чтобы они не могли общаться на одном языке. На этой картине Нимрод представлен на переднем плане, обсуждающим свой проект со свитой льстивых придворных, в то время как ослабевшие подданные ползают у его ног. Сооружение позади него, отчасти, призвано напоминать римский амфитеатр, Римская империя была символом высокомерия человеческих амбиций во времена Брейгеля.

Как и во многих работах Брейгеля, моральное послание также имеет современный резонанс. Живя в то время, когда континентальная Европа была разорена соперничающими религиозными группировками - с одной стороны, католическими империями юга, с другой - несогласными протестантскими культурами севера, - история некогда морально сплоченного, монолитного религиозного общества, распавшегося на конкурирующие группировки, была уместной; особенно потому, что одной из основополагающих причин протестантизма был перевод Библии на современный алфавит. Брейгель симпатизировал протестантской культуре своей родной страны, и другая версия картины, "Вавилонская башня" (около 1568 года), содержит прямую критику католической церемониальной пышности. На одном из пандусов, идущих вверх по башне, группа фигур марширует под линией красных навесов, что обычно понимается как завуалированная ссылка на обычаи католической церкви, от имени которой герцог Альба жестоко подчинял родину Брейгеля в 1550-60-х годах.

Панно маслом - Историко-художественный музей, Вена