Найти тему

Самая знаменитая зима в истории искусства: "Охотники в снегу" Питера Брейгеля

В зале Брейгеля в Художественно-историческом музее в Вене висят 12 картин. Они охватывают последний десятилетний период жизни Питера Брейгеля Старшего. Одна картина, в частности, отправляет нас в путешествие по просторам зимней власти природы:"Охотники в снегу" Питера Брейгеля.

     Зал Брейгеля в Художественно-историческом музее, Вена, Австрия
Зал Брейгеля в Художественно-историческом музее, Вена, Австрия

Ключом к этой картине является движение по диагонали, которое пересекает холст слева направо и обратно, перенося зрителя в живописные плоскости через его композицию и то, как он играет с диагоналями. В рамках этого мы видим контрастные сцены, изображающие изоляцию и меланхолию, заполняя сцену и создавая ощущение, что нас затягивает в безмолвный пейзаж, где вы можете “почувствовать холод и ощутить слышимую серость”.

     Питер Брейгель Старший, "Охотники на снегу", 1565 год, Историко-художественный музей, Вена, Австрия
Питер Брейгель Старший, "Охотники на снегу", 1565 год, Историко-художественный музей, Вена, Австрия

Хрустящий, глубокий снег на вершине долины виден по утопленным следам, и, когда мы смотрим на долину с ее замерзшими озерами, далекие горы выглядят туманными и зловещими, когда ветер поднимает в воздух легкие хлопья. Даже небо покрыто толстым слоем снега, стальной, мертвенный цвет отражается в замерзших поверхностях. Есть опасность надвигающейся бури.

     Питер Брейгель Старший, "Охотники на снегу", 1565 год, Историко-художественный музей, Вена, Австрия. Фрагмент.
Питер Брейгель Старший, "Охотники на снегу", 1565 год, Историко-художественный музей, Вена, Австрия. Фрагмент.

Путешествие по картине начинается с охотников и их собак на переднем плане:

     Питер Брейгель Старший, "Охотники на снегу", 1565 год, Историко-художественный музей, Вена, Австрия. Фрагмент.
Питер Брейгель Старший, "Охотники на снегу", 1565 год, Историко-художественный музей, Вена, Австрия. Фрагмент.

Фигуры, безликие и анонимные, выглядят усталыми; ноги глубоко увязают в тяжелом снегу. Сгорбившись, с копьями, отражающими диагонали, они смотрят на долину внизу. Их собаки не бегают по ландшафту в поисках добычи. Вместо этого они обнюхивают землю, опустив хвосты, а отпечатки их лап беспорядочные, демонстрируя их растерянность после потери запаха. Какое-то время они не двигались вперед.Четкая линия деревьев усиливает ощущение разделения, когда мы замечаем, что неподалеку жители деревни возле гостиницы разжигают огонь.

     Питер Брейгель Старший, "Охотники на снегу", 1565 год, Историко-художественный музей, Вена, Австрия. Фрагмент.
Питер Брейгель Старший, "Охотники на снегу", 1565 год, Историко-художественный музей, Вена, Австрия. Фрагмент.

Такие же безликие, игнорирующие людей и их собак, они не оказывают радушного приема, и охотников не привлекает тепло этого пылающего огня.Ответ на это разделение может заключаться в небольшой детали:

     Питер Брейгель Старший, "Охотники на снегу", 1565 год, Историко-художественный музей, Вена, Австрия. Фрагмент.
Питер Брейгель Старший, "Охотники на снегу", 1565 год, Историко-художественный музей, Вена, Австрия. Фрагмент.

Вывеска гостиницы с изображением святого покровителя охотников, святого Губерта и Оленя, ненадежно нависает над головами жителей деревни. Сильный снегопад и ветер могут привести к обрушению.

Охотники несут копья, которые использовались бы для охоты на крупную дичь: медведей и оленей, но они несут тушу лисы и сумку, в которой, вероятно, находятся птицы. По словам Джорджа Фергюсона в книге "Знаки и символика в христианском искусстве", олень олицетворяет благочестие и религиозные устремления, а его символика взята из Псалма 42: 1: "Как олень бежит за потоками воды, так бежит душа моя за Тобою, Боже". Религиозная связь продолжается с образом святого Губерта, который стал покровителем охотников, потому что во время охоты он увидел изображение распятия между оленьими рогами и принял христианство. Падающий знак указывает на недовольство неудачей; ничтожной добычи охотников будет недостаточно для наступления зимы, и поэтому они должны продолжать охоту до тех пор, пока не добьются успеха.Это невыполненное задание может быть причиной того, что охотникам больше не рады в деревне. Их взгляд устремлен на долину, на веселых играющих жителей деревни.

     Питер Брейгель Старший, "Охотники на снегу", 1565 год, Историко-художественный музей, Вена, Австрия. Фрагмент.
Питер Брейгель Старший, "Охотники на снегу", 1565 год, Историко-художественный музей, Вена, Австрия. Фрагмент.

Сильные стороны Брейгеля заключались в раскрытии крестьянской жизни, показывая их за работой и в игре. Зимние виды спорта, которые показаны здесь; катание на коньках, керлинг, катание на санках, на коньках, хоккей, знакомы нам сегодня, но здесь Брейгель показывает нам, что сельские жители не беспокоятся о том, что зима приближается все ближе и трудности, которые она принесет, скоро обрушатся на них.

А что же охотники? Охотники не собираются идти по тропинке в деревню. На самом деле, они выходят за рамки картины. Неужели они не вернутся, пока не выполнят свое предназначение? В эссе 1954 года профессор изобразительного искусства Оберлинского колледжа сказал о Брейгеле, что "Человек на картинах Брейгеля действует скорее по принуждению, чем по собственной воле. То, что он делает, он должен делать потому, что он делает это в определенное время года или своей жизни, потому что его обучили или научили этому, или потому, что он неумолимо подвержен смерти, безумию, суевериям или другим слабостям, свойственным людям ".У наших охотников нет другого выбора, кроме как выполнить свое обязательство, несмотря на непредсказуемость и жестокость зимних тисков, и их поиски продолжаются.