Найти тему

История шедевра: "Художник-обезьяна" Жан-Батиста Шардена

Это безвкусица! Это смешно! Это странно! Да, картина Жан-Батиста Шардена "Художник-обезьяна" определенно не то, что вы считаете хорошим вкусом. В ней определенно есть привлекательность, которую вы нашли бы в забавной поздравительной открытке или, может быть, в шарже. Однако, несмотря на свою сомнительную привлекательность, картина на самом деле имеет большое историческое значение, которое продолжает идею популярности, академической критики и социальных комментариев.

     Жан-Батист Шарден, художник-обезьяна, 1739-40, Музей Лувр, Париж. Фрагмент.
Жан-Батист Шарден, художник-обезьяна, 1739-40, Музей Лувр, Париж. Фрагмент.

При первом взгляде на картину Жан-Батиста Шардена “Художник-обезьяна” вы можете сначала спросить: “На что я смотрю?” или “Почему это в Лувре?” или даже, возможно: "Это не искусство". Это определенно не то, что вы ожидаете увидеть на стенах крупнейшего в мире музея и одной из самых престижных коллекций в мире. Музею Лувра принадлежит более 460 000 предметов, но он может выставить только 35 000 экспонатов. Итак, когда Луврский музей может выставить менее 8% своей коллекции, почему "Художник-обезьяна" Шардена попал в этот список? Причин множество, но три наиболее важных - это ее расположение в моде Singerie, критика Французской Королевской академии живописи и скульптуры и сомнение в социальной значимости искусства и художников.

Хорошо, так что же такое Singerie? Это французский термин, описывающий изобразительное искусство, изображающее обезьян, участвующих в человеческой деятельности. Такие картины были на пике своей популярности во Франции в начале-середине 18 века и экспортировались как культурный товар во все ведущие страны Западной Европы.

Практически каждый модный человек в эпоху рококо хотел иметь свои собственные картины с обезьянами, статуэтки и т. д. Кто-то модный решил, что что-то круто, и все, кто стремится быть модным, последовали за ним. Таким образом картина Жан-Батиста Шардена "Художник-обезьяна" - это артефакт увлечения Singerie

Картина также представляет академическую критику в самом нелепом ее проявлении. Когда Шарден рисовал художника-обезьяну, он был членом Французской королевской академии живописи и скульптуры. Это престижное учреждение, финансируемое правительством, было местом, где начинающие художники получали официальное признание как профессиональные художники французским обществом. Как только художник был принят в члены Академии, он получал общественное признание как талантливый и достойный художник. Не каждый художник, подавший заявку, был принят, и именно эта эксклюзивность заставляла художников стараться изо всех сил, чтобы их приняли. Быть членом академии означало быть лучше остальных.

Жан-Батист Шарден нарисовал "Художника-обезьяну" в качестве критики того самого учреждения, членом которого он был. Шарден мог видеть начало закостенелости в Академии, которое будет только ухудшаться со временем. Академия вводила ограничения на размеры произведений в зависимости от тематики, а затем установила ограничения на количество участников, которых может принять. Многие архаичные и неуместные идеи продолжали проникать в Академию, и художественное сообщество начало задаваться вопросом: “Академия создает хороших художников или просто хороших студентов?” Вопрос состоял в том, что человек может быть великим учеником искусства, но не великим художником. Шарден задаёт этот вопрос через свою картину. Любую обезьяну можно научить рисовать, но можете ли вы научить обезьяну критически относиться к своему предмету и к тому, как он изображен? Это большая дискуссия о преподавании технических навыков против развития критического мышления. Эта обезьяна серьезнее, чем вы думаете!

“Художник-обезьяна” Жан-Батиста Шардена наконец спрашивает нас: “Что такое искусство?” и "какова роль художника в обществе?" Должны ли художники просто изображать великие исторические и религиозные сцены прошлого, чтобы вдохновить нас, чтобы заставить нас задуматься? Или художники могут просто заставить нас смеяться, поднять нам настроение глупостью и жизнерадостностью? Мы понимаем, почему была создана данная картина. Это была модная критика. Однако даже сегодня она заставляет нас задуматься, в чем же смысл искусства? Какое место она занимает в нашей жизни? Картина это чисто декоративное оформление стен? Или изображение должно вызывать какой-то эмоциональный отклик? Почему какое-то искусство считается высоким, а какое-то нет? У нас нет ответов на все эти вопросы, и именно поэтому картина Жан-Батиста Шардена "Художник-обезьяна" - такая блестящая картина, потому что она провоцирует такого рода дискуссии, не обязательно предоставляя ответы. У каждого посетителя, который входит в Лувр и видит эту картину, не может быть сомнений в том, что изображение вызовет какую-то реакцию - позитивную или негативную.

Картина Жан-Батиста Шардена "Художник-обезьяна" на первый взгляд выглядит как шутка, но впоследствии может спровоцировать серьезные дискуссии о моде, роли и ценности искусства в обществе. Конечно эта картина Шардена никогда не сравнится по популярности с более известными произведениями в Лувре. "Мона Лиза", "Венера Милосская" и "Свобода, ведущая людей", всегда будут привлекать больше посетителей и больше внимания. Картина Шардена "Художник-обезьяна" всегда проигрывает им в борьбе за популярность. Тем не менее, она выигрывает во многих отношениях, особенно когда речь идет о хорошем вкусе и значении искусства.