Найти тему

Ян Брейгель Старший первый художник натюрмортов

Ян родился в 1568 году, за год до смерти своего знаменитого отца Питера Брейгеля Старшего (1525/30-1569), и был одним из первых художников, изображавших цветочные натюрморты. Его даже прозвали “Цветочным Брейгелем” или “бархатным Брейгелем”. Другой известный художник, Питер Пауль Рубенс (1577-1640), был его близким другом и сотрудником. Вместе они создали ряд работ, где Ян позаботился о том, чтобы нарисовать естественную среду и обстановку, в то время как Рубенс нарисовал персонажей. Серия Five Senses, которая сейчас находится в Музее Прадо в Мадриде, является отличным примером.

     Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший, Чувство вкуса, 1618
Питер Пауль Рубенс, Ян Брейгель Старший, Чувство вкуса, 1618

Возвращаясь к цветочным натюрмортам как жанру, он иллюстрирует цветочные композиции в вазе или сосуде. Чаще всего встречается сочетание цветов из разных сезонов года и на всех стадиях цветения, поэтому они никогда не могли быть написаны вместе прямо с натуры.

     Ян Брейгель Старший,Великий букет, 1607
Ян Брейгель Старший,Великий букет, 1607

Вначале эти картины имели естественный пейзаж или фон неба. Заявив, что с Яном Брейгелем они начали размещаться на темном фоне. Он также начал добавлять незначительные детали, такие как мухи, улитки, бабочки на всех стадиях метаморфозы, представляющие трансформацию и воскресение, и стрекозы, символизирующие мимолетность. Они также служили демонстрацией мастерства художника.

Цветы также несли символику, которая имела христианские коннотации, унаследованные от средневековья: розы и лилии для Девы Марии и чистоты, тюльпаны для благородства, маки для власти, а также смерти. Если вас интересует язык цветов, вот вся статья об этом.

     Ян Брейгель Старший,букет цветов,1606
Ян Брейгель Старший,букет цветов,1606

Эта картина - настоящая визуальная энциклопедия. Среди десятков видов и сортов цветов, некоторые из которых месяцами изучал в брюссельском саду эрцгерцог Альбрехт Габсбург, скрыто около 20 видов насекомых. Цветы распускаются и увядают, гусеницы превращаются в куколку, а затем в бабочек, измеряя течение времени и предполагая цикличность жизни. Таким образом, созерцание картины становится поводом для размышлений о хрупкости и эфемерности красоты и жизни, а также о божественной природе искусства. Только жужжание мухи на краю сосуда, кажется, прерывает эту медитацию.