Марк Шагал, один из самых ярких художников-модернистов, родился в Витебске, Беларусь, 7 июля 1887 года. Старший из девяти детей, Шагал происходил из бедной еврейской семьи. Его мать управляла бакалейной лавкой, а отец работал носильщиком, чтобы прокормить семью. Его родители надеялись, что их сын сделает прибыльную карьеру, но он смотрел на одну вещь: искусство. После долгих уговоров он убедил свою мать в 1906 году позволить ему учиться у известного местного художника Иегуды Пена.
Уроки рисования были разочарованием для молодого Шагала. Хотя он уважал своего преподавателя, его высокое мнение о себе и отсутствие интереса к классическим формам заставили Пена уволить его как просто среднего, и Шагал закончил учебу в течение двух месяцев. К счастью, вскоре он нашел свою музу: Беллу Розенфельд. Он сразу же влюбился в нее, и она стала его самым сильным источником вдохновения, даже в зрелый период его карьеры.
Шагал вместе со своей молодой возлюбленной имел стремления покорить художественный мир Петербурга. Его антиклассические чувства, еврейское наследие и обедневшая личная история работали против него. Ему было отказано в технической академии рисования, в которую он обратился, и поскольку у него не было других карьерных перспектив, ему было отказано в разрешении, необходимом для всех евреев в Санкт-Петербурге. Шагал, однако, обладал стойким духом. Следующие несколько лет он жил нелегально и в грязных условиях, пока его наконец не приняли в художественную школу.
Классические идеалы художественной школы все еще не согласовывались с более свободным, абстрактным отношением Шагала к искусству, но талант у него все же был. Театральный декоратор Леон Бакст признал его мастерство и в 1910 году спонсировал поездку в Париж. Западный город стал его вторым домом, но родной Витебск всегда был в его сознании и его искусстве. Элементы из его детства, такие как вездесущая селедка, которая заполнила магазин его матери и его обеденную тарелку, стали мотивами его картин.
Шагал плодотворно работал в Париже, вдохновляя художников-авангардистов всех мастей приветствовать его и восхищаться его работами.
Картины Шагала также характеризовались как “сюрреалистические” и “сверхъестественные”, хотя сам художник уклонялся от каких-либо ярлыков. Его популярность росла, выиграв его персональную выставку в Берлине в 1914 году, но в конечном итоге он вернулся в Беларусь и Беллу. Там он работал над гравюрами, пока неожиданно не сделал предложение руки и сердца Белле. Хотя ее родители отказались от этой идеи (Белла происходила из семьи богатых ювелиров, которые презирали бедного художника), молодые влюбленные поженились в 1915 году.
В 1917 году произошла большевистская революция. Ощущение перемен и новизны волновало Шагала, который стал уполномоченным по делам искусств Витебской губернии. Он превратил свой город в живую картину, создавая яркие фрески и знамена и даже рисуя коров и коз, чтобы отпраздновать годичную годовщину революции! Со временем работа, которую он мог выполнить в Витебске, не удовлетворила его, и он перевез свою семью в Москву, чтобы работать в Еврейском камерном театре.
Шагал провел год, преподавая рисование в школе для сирот войны, но истинные цвета советского режима становились очевидными, и он вернулся в Париж. В Западной Европе его осыпали похвалами, став невероятно знаменитым и финансово обеспеченным. Он баловался почти всеми средами — иллюстрациями, костюмами, гравюрой и даже поэзией — и посетил всю Европу. Однако, когда нацистская угроза нависла над Европой, он, наконец, переехал в Нью-Йорк в 1941 году.
Именно в это время он понес самые тяжелые потери в своей профессиональной жизни. В 1944 году он потерял свою жену Беллу из-за болезни, и он узнал, что Витебск был оккупирован нацистами. Он написал панегирик своему родному городу, который был опубликован в нью-йоркском журнале, а затем, в своем трауре, не создавал искусства более года.
Шагал вернулся во Францию в 1947 году и провел остаток своей жизни на своей вилле The Hill недалеко от Сен-Поль-де-Ванс на побережье Средиземного моря. Он вторично женился на человеке аналогичного русско-еврейского происхождения по имени Валентина Бродская. Хотя он любил ее, она никогда не вдохновляла его так, как Белла; действительно, там, где Белла появлялась на бесчисленных картинах и в фантастических декорациях, “Вава”, как он называл ее, появлялась только один раз, в сидячем портрете.
Марк Шагал умер 28 марта 1985 года. Он многое потерял: его настоящая любовь умерла молодой, его любимый родной город был стерт с лица земли, и он стал свидетелем Холокоста - самого страшного зверства против своего народа в современной истории. Однако, несмотря на все это, он никогда не отказывался от своей всепоглощающей любви к цвету и яркости. Рисуя портрет, иллюстрируя Библию или создавая витражи для религиозных и светских учреждений, Шагал представлял мир таким, каким он его чувствовал и воспринимал. Он оставил неизгладимый след в истории искусства, который можно увидеть и сегодня.