Найти в Дзене
Олег Панков 1

Паломничество на Афон (продолжение)

Оглавление

9

Ильинский скит

Приведу некоторые сведения из его истории. Скит был основан в 1757 г. известным старцем-исихастом Паисием Величковским, получившим от монастыря Пантократор ветхую и заброшенную келлию в честь пророка Илии. В келлии проживало около 30 русинских и молдавских монахов, но с отъездом Паисия в 1763 г. в Молдавию келлия опустела. В 1775 г. в келлии вновь поселились монахи, а в 1835 г. в число насельников был принят иеромонах Аникита (князь Ширинский-Шихматов), который многое сделал для процветания скита (похоронен в обители). В 1839 г. скит получил от монастыря Пантократор устав, определяющий взаимоотношения между ним и скитским общежитием. Своего расцвета скит достиг при старце Паисии II к 1850 г. Этот трудолюбивый настоятель отстроил скит, воздвиг ещё один корпус, в котором устроил две церкви. Благодетели из России помогли скиту устроить величественный собор в честь Святителя Митрофана Воронежского. Соборный храм скита, посвященный Илии Пророку, был заложен от имени Великой княгини Александры Петровны адмиралом Головачевым, а окончен в 1881 г. В 1906 г. в скиту проживало 500 монахов по большей части из Малороссии, в связи с чем скит иногда именовался «Ильинский малороссийский скит». Скиту принадлежали обширные сельскохозяйственные угодья и рыбная ловля на Дунае. Скитские подворья находились в Одессе (церковь Илии Пророка), Таганроге и Константинополе. К концу XX в. в скиту проживало несколько монахов-зилотов, принадлежащих к Русской православной зарубежной церкви.

Ильинский скит
Ильинский скит
-3
Внутренний двор Ильинского скита
Внутренний двор Ильинского скита

20 мая 1992 г., за отказ поминать на богослужениях патриарха Константинопольского Варфоломея настоятель архимандрит Серафим (Бобич) вместе со всей братией (четыре человека) в присутствии митрополита Илиопольского Афанасия (Папаса), митрополита Филадельфийского Мелитона (Караса) и настоятеля монастыря Пантократор архимандрита Виссариона были изгнаны греческой полицией из скита, депортированы с территории Афона и первоначально нашли убежище в монастыре святых Киприана и Иустины. В мае 1992 г. Вселенский патриархат вместе с Афонскими духовными властями постановили заселить обитель греческими монахами из монастыря Пантократор. В настоящее время в Ильинском скиту проживает небольшая греческая монашеская община (15 человек), настоятелем скита является архимандрит Иоаким.

К вышесказанному следует добавить, что в советское время греческие власти, опасаясь проникновения на Афон коммунистов, перекрыли всякий доступ иноков славянского происхождения на Афон. В результате этого скит почти 40 лет ниоткуда не получал пополнения, и братия от общего количества около 500 человек в 1906 г. уменьшилась до 10 человек в 1961 г. Хотя скит лишился своих угодий на Родине, подворий и притока паломников, но его прекрасно разработанные огороды, виноградники, рощи и сады вполне были достаточны для содержания и прокормления многочисленной монашествующей братии. Однако таковой не было из-за отсутствия притока новых насельников, чему в значительной степени способствовал запрет греческих властей.

Рано утром, в понедельник 15 мая, позавтракав, мы вышли из скита и решили идти в разных направлениях. Отец Спиридон и мой сын Александр направились в монастыри Хиландар и Зограф, а я решил возвратиться в Пантелеимонов монастырь, поскольку чувствовал себя уже достаточно уставшим и не мог понести тех нагрузок, которые достаточно легко переносили мои молодые спутники. Постояв немного на перекрестке, мне посчастливилось уехать первому: попалась попутка, и минут через двадцать я уже был в столице Афона. Здесь дожидались встречи предстоятеля Албанской православной церкви и поэтому не пропускали транспорт. Для встречи высокого гостя выстроились ученики Афонской гимназии. Я обратил внимание, что у них были довольно маленькие подрясники. Афонская полиция все оцепила. Мне нужно было попасть в порт Дафни, чтобы оттуда добраться до Пантелеимонова монастыря, но из-за встречи именитого гостя автобус пришел с опозданием, и я не успел на корабль. Побродив немного около портовых сооружений, я решил идти до монастыря пешком. Ждать следующий рейс нужно было чуть ли не сутки. Ориентируясь по дорожным указателям, часа за три я добрался до нашей родной русской обители. По дороге останавливался около скита Старый Руссик. Там все добротно отстроено. Но насельников никого не было видно. Возможно, иноки отдыхали. Только увидел одного трудника, обрабатывающего поле на тракторе. Я спросил его: «Правильно ли я иду к монастырю?» Он мне ответил утвердительно и пояснил, что эта дорога приведет куда нужно. Немного слов об этом русском ските. Обитель Старый Руссик в честь святого великомученика Пантелеимона была передана русскому святогорскому братству в 1169 г., поскольку монастырь Ксилургу, имевший тогда статус Святогорской лавры, быстро разрастался и не мог вместить в своих стенах всю братию. На новом месте около 700 лет располагался центр русского святогорского монашества. В конце XVIII в. иноки обители перенесли основной центр Пантелеимонова монастыря к берегу моря, а прежняя обитель стала скитом при монастыре, получив наименование Старый или Нагорный Руссик. Это – колыбель всего русского монашества на Афоне.

Продолжение следует.