1222 год. Весна. Разгромив Джалаль ад Дина, Чингисхан бросает карателей на восставшие города, а сам уходит в степи к югу от Амударьи. Ожидая весеннего приволья и китайских мудрецов с эликсиром бессмертия.
Продолжение. Предыдущую часть (и мужчин) доедают ЗДЕСЬ
Музыка на дорожку
Полностью преданный другому, полностью предал себя
Дорогу из Семисыгань (Самарканд) в Геши (Кеш) накрыло весенним маревом. В полях цвели маки, а за поездом бежал человек. Оборванный хойхэ (мусульманин) с высунутым языком и запрокинутыми глазами. Он бил себя в грудь, рвал остатки халата и о чем-то просил.
Прежде чем варвара отогнали монгольские плети, Учитель поинтересовался: чего этот человек хочет?
Выслушав бессвязную речь, переводчик не утрудился приличиями, передав дословно:
Я жил для неё! Делал всё, что она говорила!
Даже рыбалку бросил!
Почему же она ушла?!
Ответ был под стать
Не в силах женщины, хранить верность тому, что принадлежит ей полностью. Да и ни в чьих.
Хойхэ опустился в пыль, а процессия прошла дальше.
В Хеши ожидал Ваньху Болу Чжи (Темник Боорчу) с тысячей латной конницы и приказом проводить Учителя к Хану. Которому не терпится выслушать толкование Дао.
Организованное сопротивление хойхэсских гунов сломили, но разбойничьи шайки кое-где пошаливали. В пыльном городи Хеши началась очередная дорога, но не окончился вечный Путь.
Нарушитель спокойствия
Не имеющий покоя, покоя не даст
Учитель!
Заволновался Чжун Лу
А ведь у Вас нет собаки! Разрешите побыть Вашим псом?
Снисходительная улыбка привела его в чувство. Ненадолго..
Передав заботу о Чань Чуне монгольским латникам, Чжун Лу остался без дела и что с этим делать не знал. То и дело прикладываясь к винному меху, заботливо переданному хойхэ на дорогу. Он оказался из тех, кому (и) от вина неспокойно. Наслаждаться напитками и едой, неспешной беседой и размеренной трапезой - Посланник не мог.
Не завершив глотка - спешил повторить, не покончив с мехом хватался за новый. Норовил куда-то пойти, а так как идти было некуда, донимал людей.
Выедая нутро, уныние заставляло его кривляться.
Оставив собачью затею, Чжун Лу предложил себя в качестве коня для Учителя, и заходясь притворной ревностью, кидался на учеников. Которые не имеют должной преданности и не могут служить высшему!
Нелепость вносила в неокрепшие души сумятицу. Ученики невольно бросали взгляд на ошейник и уздечку, а Чжун Лу видя смущение хохотал.
Лишь Чань Чунь хранил непроницаемость. Отчаявшись вывести его из равновесия, Посланник приступил с вопросом.
Учитель!
Хотите я расскажу, почему начинаются войны?
И несмотря на молчание - продолжил.
Из-за счастья!
Человек хочет быть счастливым, но без чужого несчастья его счастье не полное.
Чань Чунь предложил пояснить, что Посланник с радостью выполнил
Это как мечта одинокой женщины.
Найти мужа, завести детей и жаловаться на них одинокой подружке.
Снова ты Негодяй, очерняешь женщин! - заметил Учитель
Хорошо, хорошо..
Озорник глубоко поклонился
Как мечта слабого мужчины.
Победить обидчика, стать сильным и раздавать почтительные советы слабому другу..
В пьяной наблюдательности, что-то трезвое было и бить Чжун Лу, Учитель монголам запретил.
Монголы теряли терпение видя как назойливый пёс донимает Нойон Сэчена (Князя Мудрецов). И когда цзячжан (десятник) предложил добавить ему ума, Чань Чунь воспротивился. Хотя вино приказал отобрать.
Не обращая внимания на возмущение, у Посланника вырвали мех, а после вернули пустым. Содержимое (как сказали) вылили в канаву, хотя глаза блестели, а пальцы чесали носы. Неумением врать, варвары напоминали детей. Хотя врать иноплеменникам, их законы не запрещали.
Без выпивки Чжун Лу раскис. Проклинал судьбу, жаловался на всех. Свернулся в телеге и пытался спать. Сон не шел, а беспокойство кидало к людям. Он старательно пересказывал в каких выражениях и с какими выражениями (лиц), братья делят имущество, а сестры мужей.
И какие семейные тайны всплывают при этом.
Иные ученики прыскали, на что Посланник зло улыбался
И вы такие же как все, святоши..
И вы такие же.
Только для Учителя, делал он исключение. Как ни презирай старика, а рядом с ним душа успокаивалась.
Облегчение принесла великая река Амулянь (Аму-Дарья), возле которой еще сохранялись следы побоища, устроенного Императором войску хойхэсских гунов. Чжун Лу целый день бродил по костям и к вечеру возвратился бодрым и посвежевшим.
На переправе встретили люди второго Царевича (Чагатая). В ставке которого путники провели неделю, наблюдая войска.
Войска были монгольскими, но китайский глаз видел китайскую руку.
Дисциплинарный батальон
Варварское становище встретило гулом.
Лагерь жил повседневностью, где каждый двигался и за каждым следили. Да и какой полководец может позволить войскам праздность.. Безопаснее бросить их на неудачную позицию под мечи, чем оставить в бездействии.
Наряду с другими преимуществами, варваров отличало завидное умение молчать. Приказы отдавались кратко, выполнялись быстро, а солдаты находясь наедине с собой и друг другом, хранили невозмутимую сосредоточенность созерцания.
Кому приходилось бывать в полевых лагерях китайцев, она представлялась истинным чудом. Там болтовня не смолкала днем и ночью, а самый талантливый военачальник мог победить всё - кроме разговоров.
Чудесная способность (молчать!) имела простое объяснение. Варвар рос в одиночестве, занимаясь выпасом скота в степи, где единственными собеседниками оставались стихии земли и Неба. В отличие от китайского многолюдья, где способность говорить и жить равнозначны.
Как бы то ни было, а молчаливые люди сильнее.
Едва Чань Чунь пришел к выводу, на него посмотрел тщедушного вида малый, отвлекшийся от чистки котла. Немедленно дюжий цзячжан, с размаху смазал молодца по уху. И тот вернулся к усердной чистке.
Первый раз путешественники увидели как монгол бьет монгола. Государство толком еще не родилось, но уже умирало. Оказалось, что черную работу выполняют не все. А кто делает и смотрит робче, и смотрится хуже.
Порасспросив спутники узнали, что слугами баатуров (славных воинов) становятся ротозеи. Ссылаемые во вспомогательные отряды за проступки тяжелее обычной нерасторопности, но недостаточные для казни.
Разиням приходилось чистить котлы, носить хворост и ходить за конями. Забота о воде и чистоте снаряжения, тоже ложилась на них.
Обратный путь в родное подразделение возможен, но.. Добывается тремя (четырьмя) заслугами, либо кровью смывшей позор. Сотник признался, что некоторых нужно отпускать, чтобы все знали куда попадать не нужно..
Даосы слушали с любопытством, а Чжун Лу с жадностью человека, увидевшего свое прошлое в чужом настоящем. От наблюдений отвлек скороход, сказавший три слова:
Император ждет Учителя.
Игра теней
Привыкай спрашивать у того, кто у себя привык спрашивать
По древней (китайской) традиции, вместо приветствий мудреца встретили испытаниями. За триста шагов от Ставки, первый скороход спросил:
Что такое жизнь?
Дар.
От второго скорохода (за двести шагов) прозвучали слова:
Что такое смерть?
Отказ от дара.
Наконец третий скороход уже вблизи шатра, задал вопрос
Что такое Путь?
Согласие дар принять.
У шатра, Чань-Чуня встретил высокий человек в белом шелке. Статью и лицом схожий с наместником бухарских земель Елюй Ахаем. Глубоко поклонившись Учителю, он отворил полог.
Мудрец и вельможа (Чжун Лу) оказались перед лицом Завоевателя. В полумраке все увидели окружающее гостя сияние. Чингиз невольно зажмурился и не удержался от вопроса:
Твое лицо светится, как сделать моё таким же?
Освободись от трех теней.
Представления о себе. Представления о представлениях других. Представлений перед (этими) представлениями.
Переводчиком был Чжун Лу и выслушав его, Чингиз ухмыльнулся:
Как от всего этого освободиться..
Дикарь смотрит на Небо. А на что смотришь ты, Государь
Так началась их первая встреча.
Соблюдая приличия, о бессмертии человека (почти) не говорили. Но о человеке сказали достаточно. И насмотревшийся людей (вдоволь!) Хан небрежно бросил
Человек.. да что он может..
Человек может всё. - ответил Чань-Чунь.
Не с государством, а с ним Небо поделилось собственным свойством - свободной волей, потому выше него только Оно. И самый слабый раб способен разрушить самую сильную тиранию.
Не успел Чингиз спросить:
Как?
На помощь Чань-Чуню пришёл Чжун Лу
А позволь рассказать мне, Государь.
Китайцам и киданям дерзость показалась возмутительной
Царевичи и нойоны переглянулись, а Чингиз кивнул. Если человек хочет сказать несмотря на опасность, опасно ему запрещать.
Далее последовал рассказ. И перед как с ним ознакомиться, нужно запомнить, что это невыдуманная история, но что рассказал её Чжун Лу..
Волшебная палочка
Привык мучить? Привыкай мычать.
В то время, Слуга (незаслуженно) занимал должность младшего вэя (офицер) в северных частях генерала Чен Ма. Дядюшки Чжао (Попрыгунчик, Кузнечик ) как величала его солдатня, за привычку подпрыгивать при распекании подчиненных.
Составленные из ханьцев, части отличались низкой боеспособностью и грубостью манер.. Людей брали от сохи и годились они лишь для грязных работ, где их и применяли. Что касается командиров, то днём они предавались корысти, а ночи посвящали вину и борделям.
Тут Чжун Лу признался (Государю!), что до сих пор не исправился.. Монголы спрятали улыбки, а Чингиз по-отечески погрозил пальцем.
На деле, всем заправляли сильные и низкие. Страстолюбцы, чревоугодники истязатели. Мелкие преступники и мелочные злодеи. В общем, падаль. Служившие долго, порабощали новобранцев. Да и вообще кто крепче давил кого мягче.
Случилось так, что среди новоприбывших оказались юноша из богатой (по северным меркам) семьи. Той породы, что всю жизнь мстит миру за выходки отца и равнодушие матери. И бедняк, которого первый сразу же невзлюбил. Пройдя по мосту насмешки к прямому насилию.
Унижал. Унижал прилюдно. Заставлял себя обшивать и обстирывать. Вязать тесемки и напевать песенки. Утром, бедняк встречал его пробуждение новым приветствием. Ко сну, провожал неожиданным пожеланием.
Не ограничиваясь господством над телом, Истязатель принялся подчинять душу Недоумка. Ломал ему вещи и рвал одежду. Поносил близких и высмеивал увлечения. Сделавшись злым божеством и смыслом. Не оставив ни единого места в сердце, где бедняга мог остаться с собой. И собой.
О чем бы он не подумал, всегда возникал образ хозяина. Который замкнул на себя всё, отравив колодцы души и пометив сердечные кущи. Так что отвлечься от него, не могли нигде и ни в чём.
Надо сказать что этот.. (Чжун Лу презрительно сплюнул) человек, Страхолюдина, человеческий образ постепенно терял. Залипал на месте, тупо смотрел, говорил нечленораздельно, а возле людей сжимался ожидая пинок. Хозяин вышиб из него умение радоваться и плакать, так что все чувства (худые и добрые) выражались мычанием.
Оно то Недоумка и выручило, а Хозяина погубило..
Как то весной Недоумок подвергся очередной выволочке.
Неся хозяйские вещи с реки, он не учел ветра. И пыли! Ярости не было предела. Истязатель надавал пощечин, истоптал постиранное ногами и тыкал в него раба как опроставшуюся в доме собаку.
Отправив перестирывать
Сам же пошел пить чай и предаваться беседам с другими солдатскими вожаками.
Каким же было изумление. Когда по пути вынырнул Недоумок с обозной оглоблей и принялся хозяина молотить. По лицу, голове, спине, ногам. Тому месту - откуда они выходят, и тому - откуда выходит всё.
На хозяйском лице, побоище отразило девять перемен и семь чувств. Поочередно показав удивление, презрение, гнев, сомнение, ужас, мольбу о пощаде и покорность сущему.
Под конец Мучитель замычал.
Недоумок спрятал его в кустах и сделал доклад первому же проходившему офицеру (вэй). А на следствии рассказал как последнее унижение принесло понимание, что дальше:
Или не жить. Или жить по-другому.
Ощущаемое не умом (нет..), но сердцем.
Бросившись на колени, он обратился к Небу и стал мычать. Потому что способности говорить уже лишился. В ответ лицо словно погладили солнечным лучом, пришёл глубокий покой и хладная ясность. А первым на что упал прояснившийся взгляд оказалась оглобля.
Монголы не сговариваясь потерли ладони, а Чжун Лу вывел: Как часто тому что стоит между нами и жизнью, не хватает простого удара.
Мучитель утратил возможность говорить и способность стоять. Умение ходить и навык брать руками. Заботливая матушка увезла его в усадьбу, где он лежал, ел с ложки и.. мычал:
Мы-мы, му-му, ма-ма
Му-му, ма-ма, мы-мы
Ма-ма, мы-мы, му-муу
Муу-муу..
Намычавшись вволю, Чжун Лу расхохотался
Так злобен был смех и болезненна гримаса, что и видавших виды нойонов передернуло. А Чжун Лу продолжил.
Мать умерла. Слуги разбежались. А сам он подох от вони и голода, мучаясь и мыча. Младший вэй развел руками
Жалко конечно.. Хороший был парень. Полезный для государства.
Младший Царевич (Толуй) спросил
Человек с палкой? Что с ним стало?
Бунтовщик то..
Тварь эту бешеную, надо было за ноги повесить. Но..
Чжурчжени давали слабину, забыв главную заповедь (государства). Расправляйся с человеком после того, как он научился стоять (за себя). До того, как успел оставить (потомство). Иначе хлопот не оберешься.
Недоумок послужил в штрафных частях (вроде ваших) и вернулся назад. Смотрели на него косо, но едва-ли кто-то мог чего приказать, или что-то сделать. Да и вообще всё шло вразнос. Людей толком не унижали так, чтобы пережитое над собой, требовало побед над кем-то.
Рассказ Чжун Лу завершился четырьмя поклонами. Небу, Императору, Учителю и Царевичам.
Помолчав, Чингиз объявил Чжун Лу наместником одной из северных земель. Присутствующие смотрели на него с восхищением, а Чань-Чунь с жалостью. Если человек говорит искренне, значит человек говорит о себе или себя представляет.
Будем милостивы к Чжун Лу и мы. В конце-концов.. кто в постсоветской стране не поймёт посттравматика?
И кто посттравматика пожалеет..
Подписывайтесь на канал. Продолжение ЗДЕСЬ
P.S. Друзья подписывайтесь на Телеграмм. Он станет приоритетной площадкой и вначале статьи будут публиковаться там.
Поддержать проект:
Мобильный банк 7 903 383 28 31 (Сбер, Киви)
Яндекс деньги 410011870193415
Карта 2202 2036 5104 0489
BTC - bc1qmtljd5u4h2j5gvcv72p5daj764nqk73f90gl3w
ETH - 0x2C14a05Bc098b8451c34d31B3fB5299a658375Dc
LTC - MNNMeS859dz2mVfUuHuYf3Z8j78xUB7VmU
DASH - Xo7nCW1N76K4x7s1knmiNtb3PCYX5KkvaC
ZEC - t1fmb1kL1jbana1XrGgJwoErQ35vtyzQ53u