Имя Джона Леннона останется в истории мировой культуры навсегда. Член и один из творческих лидеров The Beatles, музыкант, поэт, певец, активист, перечислять регалии можно долго, но давайте постараемся немного отстранится и посмотрим на Леннона исключительно как на сольного артиста.
О каких песнях вы вспомните сразу? (битломаны, не подсказывать!) Безусловно Imagine, наверняка Give Peace a Chance, возможно Working Class Hero, а ещё? То то же.
Но, это не означает, что у Леннона больше нет хороших песен и хороших альбомов. Есть! И один из них это записанный во время финальной фазы периода жизни Джона, который получил название Lost Weekend.
Репетиции нового и доработка старого материала начались в середине лета 1974 года. К тому моменту у Джона уже были демо-версии Nobody Loves You (When You're Down and Out) и Steel and Glass, которые в черновом варианте сочинялись ещё во времена работы над предыдущим студийным альбомом Ленного – Mind Games (1973).
Nobody Loves You (When You're Down and Out) Леннон написал находясь в Лос-Анджелесе с Мэй Пенг, роман с которой и послужил причиной разрыва с Йоко Оно и началом потерянного уикенда.
Сам Джон так характеризовал эту композицию:
Я не знаю, почему. На самом деле это что-то вроде песни в стиле Синатры. Он бы отлично с ней справился. Ты слушаешь, Фрэнк?
В Steel and Glass включён рифф очень похожий на How Do You Sleep?, впрочем и в текстовом плане эти песни похоже, только если вторая была выпадом в адрес Пола Маккартни, то первая, как считается, относится к бывшему менеджеру The Beatles Аллену Клейну.
Все песни на альбоме написал персонально Джон, за исключением Old Dirt Road, в соавторах которой указан Гарри Нильссон.
Теоретически она могла попасть на альбом Pussy Cats (1973), с которым Джон помогал своему другу и собутыльнику, но не сложилось. Джон не особо высоко ценил эту песню, которая, с его слов, была написана, когда он и Нильссон напились и им просто было нечего делать.
Леннон конечно имеет право на пренебрежение в отношении собственных песен, но я считаю Old Dirt Road очаровательной. Несколько томная баллада построенная на воздушном фортепьянном дуэте Леннона и Ники Хопкинса, разве она может быть плохой?
Не с самыми лучшими чувствами Джон вспоминал и Surprise, Surprise (Sweet Bird of Paradox), с гостевым вокалом Элтона Джона.
Дело было не в Элтоне, а содержании песни. Она была написана для Мэй Пенг на пике их романа, тогда как остальные песни с Walls and Bridges это скорее тоска от расставания с Йоко и Surprise, Surprise (Sweet Bird of Paradox) в этой концепции смотрится чужеродно.
Хотя удачно отображает внутренние метания Джона.
Элтон изначально должен был исполнить вокальный дуэтом с Ленноном, но на записи никак не удавалось подобрать удачное сочетание их голосов. Элтон был очень расстроен, говорил, что те, кто слышал его попытки вписаться в дуэт с Ленноном разочарованно выходили из студии.
Но в Whatever Gets You through the Night маэстро отыгрался, подарив песне своё фирменное фортепьяно, а заодно поспорив Ленноном, что она станет номером один в США. Элтон победил и Леннон, выполняя условия спора, вышел с группой Джона на сцену Мэдисон Сквер Гарден чтобы спеть свой хит.
В 2005 году Мэй Пэнг сказала Radio Times, что песня родилась благодаря привычке Джона смотреть телевизор по ночам и подбирать из ночных программ и шоу фразы для песен:
Однажды он наблюдал за преподобным Айком, известным чернокожим евангелистом, который говорил: Let me tell you guys, it doesn't matter, it's whatever gets you through the night. Джону это понравилось, и он записал фразу в блокнот.
В рекламной кампании сингла Джону помог Ринго Старр, записав свой голос для телевизионных роликов и радио-джинглов с рекламой. Леннон в долге не остался и озвучил рекламу альбома Старра Goodnight Vienna (1974), который он также помогал записывать.
Выбор Whatever Gets You through the Night в качестве сингла это попадание в десятку. Она невероятно динамичная, легко запоминающаяся, а аранжировка от Little Big Horns редкий случай, когда я готов похвалить наличие духовых в композиции.
Вторым синглом из альбома Walls and Bridges стала #9 Dream, песня пришедшая Леннону во сне в практически готовом виде. Мэй Пенг уверяет что Джон был очень воодушевлён этой композицией, сам Леннон в интервью BBC в 1980 году рассказывал, что песня была написана механически, без какого-либо вдохновения.
Возможно Джон лукавит, учитывая, что Walls and Bridges явно ассоциируется у него с не самым простым периодом в жизни, вспомните отношение Роберта Фриппа к альбому Islands (1971).
#9 Dream также стала ещё одной нитью связавшей Леннона и Нильссона, поскольку в ней Джон использовал струнную аранжировку, которую написал для композиции Many Rivers to Cross, записанной Нильссоном на уже упоминавшемся альбоме Pussy Cats.
Замечательная песня, музыкальная часть которой вызывает ощущение полёта (полёта во сне?).
Прежде чем перейти к смысловому ядру альбома – песням, пропитанным тоской от расставания с Йоко Оно, остановимся композициях Beef Jerky и Ya Ya.
Первая – нехарактерный для творчества Леннона фанковый инструментал, который нравился Джону, особенно тем, что он может спокойно его слушать из-за отсутствия в треке своего голоса.
Вторая – отрывок из песни Ли Дорси, которую юные битлы исполняли ещё во времена Гамбурга в 1961-1962 годах. На Walls and Bridges этот отрывок стал дуэтом отца (Джона) и сына (Джулиана), милая домашняя зарисовка, не более. Год спустя на альбоме Rock’n’Roll (1975) Леннон представил полную версию трека в своём исполнении.
Что же до оставшихся четырёх треков – Bless You, Going Down on Love (отличная стартовая вещь, задающая общий тон альбому), What You Got (самая агрессивная и динамичная вещь на альбоме с кричащим Ленноном) и Scared, это музыка утраты и одиночества.
Bless You была написана быстрее остальных песен на альбоме, и Джон считает её лучшей на альбоме, что ж, с этим мнением трудно спорить. Очень красивая лаунжевая баллада.
И если Bless You больше о тоске, то следующая за ней Scared о страхе.
Джон:
Я был напуган, когда писал эту песню. Разлука с Йоко, наводила меня на мысль о том, что я потерял единственного человека, который был мне нужен, который знал меня. Знаете, я думаю, что Мик Джаггер взял эту песню и превратил её в Miss You. Когда я был в студии, звукоинженер сказал: «Это будет хит, если ты просто сделаешь её немного быстрее». Он был прав, потому что Miss You — это быстрая версия моей песни. Мне больше нравится запись Мика. У меня нет никаких претензий к нему по этому поводу. Это могло быть подсознательно со стороны Мика или сознательно. Музыка – достояние каждого. Только музыкальные издатели думают, что ею можно владеть.
Отдельно отмечу аранжировки альбома, коллектив Plastic Ono Nuclear Band постарался на славу.
Ну а теперь давайте дадим слово битлам и Йоко.
Джордж Харрисон:
Прекрасный альбом.
Ринго Старр:
Я восхищаюсь всеми работами Джона, за исключением Some Time in New York City, а Walls and Bridges лучший альбомом за последние пять лет.
Пол Маккартни:
Отличный альбом, хотя я знаю, что он может ещё лучше.
Йоко Оно:
Walls And Bridges? Это было прекрасно, один из лучших его альбомов. Это один из шедевров классического рока.