Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

"Ретроспектива 70-х": Rainbow

Поскольку о творчестве Deep Purple в рубрике "Ретроспектива 70-х" я уже вспомнил, то пора поговорить и о сольном проекте Ричи Блэкмора "Rainbow", то есть "Радуга", поскольку без него история музыки 70-х будет не полной.

Подробного рассказа об уходе Ричи Блэкмора из Deep Purple и о том, как появилась Rainbow, в данной публикации не будет. Всё таки рубрика задумывалась как обзор альбомов определённого временного (в данном случае это 70-е) промежутка, а не как рассказ о группе(исполнителе) "от" и "до". Но максимально коротко я всё же напомню о вышеназванных событиях:

Уже в 1974-м всё шло к тому, что Ричи Блэкмор уйдёт из Deep Purple (или  Deep Purple уйдёт от Блэкмора). Отчасти наверное потому, что под влиянием пришедших в группу Ковердейла и Хьюза, музыка  Deep Purple стала всё больше отклоняться в сторону фанка и соула. А отказ других участников записать песню Стива Хэммонда «Black Sheep of the Family» для альбома Stormbringer, побудил Блэкмора записать её в качестве сольной работы при помощи сессионных музыкантов.

В качестве вокалиста Ричи пригласил Ронни Дио (Третью часть имени - Джеймс, Ронни взял себе позднее и с подачи всё того же Блэкмора). Дио на тот момент выступал с собственной группой Elf, с которой музыканты Deep Purple познакомились и сдружились ещё в 1972-м. Более того,первый альбом Elf, вышедший в апреле 1972-го, спродюсировали Роджер Гловер и Иэн Пэйс. А во время концертных туров Deep Purple по США в августе-сентябре и ноябре-декабре того же года Elf выступали у них на разогреве.

С музыкантами группы Elf в числе которых были Ронни Дио, Микки Ли Соул (клавишные), Крейг Грабер (бас), Гэри Дрисколл (барабаны), а так же с приглашённым из ELO виолончелистом Хью Макдауэллом, 12 декабря 1974 года  в студии ‘Tampa Bay” во  Флориде были записаны две песни для сингла: «Black Sheep of the Family» и «Sixteenth Century Greensleeves». И хотя сам сингл так и не был выпущен, но Блэкмору понравилось работать с этими музыкантами.Больше всего его поразил покал Дио: «Когда я впервые услышал, как поёт Ронни, у меня мурашки по спине забегали. Мне не требовалось ничего ему объяснять. Он пел так, как было нужно».

Именно тогда Ричи и предложил Ронни Дио место вокалиста в своей будущей группе и приблизительно тогда же, Ронни Дио стал Ронни Джеймсом Дио.

С 20 февраля по 14 марта 1975 года в мюнхенской студии «Musicland» в свободное от участия в Deep Purple время Блэкмор с новой группой и продюсером Мартином Бёрчем осуществил запись дебютного альбома. Вокалист Дио выступил здесь также и в качестве автора текстов и мелодий. В записи альбома приняла участие и бэк-вокалистка Шошанна. Оформление обложки было поручено художнику с киностудии Уолта Диснэя Дэвиду Виллардсону, который нарисовал замок-гитару, который стал в дальнейшем использоваться при оформлении задника сцены на концертах. Записав этот альбом, Блэкмор пришёл к окончательному решению покинуть Deep Purple: «Имя Deep Purple в какой-то момент начало значить очень много, мы зарабатывали сумасшедшие деньги. Если б я остался, то, наверное, стал бы миллионером. Да, приятно видеть, как к тебе несут набитые деньгами мешки, но когда ты занимаешься заколачиванием денег 6 лет подряд, с тебя довольно! Нужно быть честным и сказать себе: ты должен сделать что-либо другое. Вполне вероятно, оно не будет таким же коммерчески успешным, но это неважно. Я хочу быть самим собой. Денег я уже заработал достаточно — теперь поиграю в своё удовольствие. Получится у меня это или нет — не имеет значения». Об уходе Блэкмора было официально объявлено 21 июня 1975 года. Тогда же было официально объявлено, что музыканты, записавшие с ним альбом, входят в состав его группы, которая называется Rainbow. Альбом новой группы вышел в августе 1975 года под названием Ritchie Blackmore’s Rainbow. Он занял 11-е место в Британии и 30-е — в США.

Однако в том составе, в каком группа записывала альбом в студии, она не успела дать ни одного живого концерта. Ещё до того, как вы думаете вышла пластинка, Блэкмор уволил басиста Крэйга Грабера, пригласив вместо него Джимми Бэйна из «Harlot». А вскоре «под замес» попали Гэри Дрисколл и Мики Ли Соул. Последний вспоминал: «Мы переехали в Малибу, где жил Ричи, и начали репетировать. Но он сразу же захотел поменять бас-гитариста. Причина этого решения лежала не в музыкальной плоскости, это была прихоть Ричи, что-то личное. Итак, басист был заменён Джимми Бэйном. Мы ещё немного порепетировали, потом Ричи захотел сменить барабанщика. Дрисколл был моим лучшим другом, мы много пережили вместе, к тому же он был классным ударником. Его стиль был в большей мере ориентирован на американский ритм-энд-блюз, а Ричи такая манера не нравилась. Так что я был очень разочарован его решением, и это было одной из причин, побудивших меня уйти из группы»

Найти клавишника получилось достаточно быстро. По рекомендации Бэйна им стал Тони Кэйри. А вот поиск барабанщика оказался более продолжительным. Блэкмор хотел найти не просто технически грамотного музыканта, а настоящего мастера. Из тринадцати прослушанных кандидатов ни один гитариста не устроил. Уже почти отчаявшись найти достойную кандидатуру, Ричи Блэкмор вспомнил про Кози Пауэлла, которого видел в 1972 году на его последнем концерте в составе Jeff Beck Group, и велел менеджеру Брюсу Пэйну связаться с ним, чтобы пригласить на прослушивание. Так, в сентябре 1975 года Кози Пауэлл вылетел в Лос-Анджелес, где проходили репетиции: «Там была толпа народу: члены группы и бог весть кто, наверное, половина Голливуда. Мне пришлось играть на ударной установке, которую я никогда до этого не видел. На меня пялилась сотня людей, словно я был золотым мальчиком, которого выписали из Англии, заплатив кучу денег. Ричи сразу же меня спросил, могу ли я сыграть шаффл. И я начал играть. Через 20 минут мне сказали, что я принят на работу».

И лишь в таком вот окончательно сформированном составе группа отправилось в своё первое крупномасштабное турне. По замыслу Ричи Блэкмора концерты Rainbow должна была украшать огромная радуга, подобная той, что была у Deep Purple на выступлении на фестивале California Jam в 1974 году. Но в отличие от той радуги, деревянной с нарисованными полосами, новая была изготовлена из металлических конструкций и могла менять цвета. На её установку требовалось 7 часов. Дио вспоминал, что радуга постоянно служила для него источником беспокойства: он опасался, что она могла на него упасть.

Именно из-за этой самой радуги пришлось перенести первый концерт, который должен был состояться 5 ноября 1975 года в филадельфийском зале «Syria Mosque»: выяснилось, что электрическая радуга ещё не готова. В итоге турне началось на 5 дней позднее, 10 ноября в Монреале, в зале «Forum Concert Bowl». Шоу открывалось песней «Temple of the King». Далее шли «Do You Close Your Eyes», «Self-Portrait», «Sixteenth Century Greensleeves», «Catch the Rainbow», «Man on the Silver Mountain», «Stargazer» и «Light in the Black». Завершала концерт «Still I’m Sad» (с текстом, в отличие от альбомной версии). К концу американского тура «Temple of the King» и «Light in the Black» были исключены из репертуара, их заменила «Mistreated». Турне, состоявшее из 20-ти концертов, завершилось в американском городе Тампа, после чего музыканты разъехались на рождественские каникулы.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=DeLNVdRPY2Y

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=-307L77zfTI

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=lL0kT5P3HgA

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=IUOhdgnJIi4

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=UvVKj0c0UTQ

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=vpgu9wKJVbc

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=rVXy1OhaERY

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=eE50NlWSk4k

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=O5R88VbjBmA

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=3RiJKuYvy0s

Запись альбома Rising началась в феврале 1976 года, когда музыканты собрались в мюнхенской студии Musicland. Продюсером этого альбома, как и предыдущего, стал Мартин Бёрч. На запись альбома Rising понадобилось всего 10 дней. Музыканты играли столь чётко и слажено, что большинство композиций было записано за 2-3 дубля, «Light in the Black» удалась с первой попытки.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=yVEu5Hi08bU

«Stargazer» — восьмиминутный эпик, соединивший в себе хэви-метал, прогрессивный и симфонический рок, — повествует о волшебнике, чья затея взлететь путём строительства башни до самых звёзд привела к трагедии и порабощению большого количества людей. Следующая за ней «A Light in the Black» рассказывает о рабах, потерявших смысл существования после смерти волшебника и не знающих, куда направиться и что делать.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=rVXy1OhaERY

Альбом Rising поднялся до 48-го места в The Billboard 200 и до 11-го места в Великобритании. В течение следующих нескольких лет Rising приобрёл статус классического в хард-роке. В 1981 году Rising возглавил читательский список величайших хэви-метал-альбомов всех времён, составленный журналом Kerrang!. В 2002 году альбом занял 22-ую позицию в рейтинге «100 лучших рок-альбомов всех времён» по версии журнала Classic Rock.

Третий студийный альбом британско-американской рок-группы Rainbow, вышедший 9 апреля 1978 года был назван Long Live Rock ’n’ Roll (думаю перевод не требуется). Не обошлось и без изменений состава. Поначалу Блэкмор собирался уволить басиста и клавишника, но последнему (Тони Кэйри) подходящей замены не нашлось. А вот Джимми Бэйн был уволен, о чём ему сообщили по телефону. Около месяца с группой репетировал заново приглашённый Грабер, но в конечном итоге бас-гитара была поручена Марку Кларку ( играл в группах Colosseum, Uriah Heep, сотрудничал с Кеном Хенсли, Билли Скваером ).

В отличие от альбома Rising, записанного менее, чем за 2 недели, запись этого альбома шла долго и нерезультативно: «По прошествии шести недель мы обнаружили, что практически ничего не сделали, — вспоминает Блэкмор. — По сути дела, мы по-настоящему бездельничали, и если получалось найти хороший повод уклониться от записи, мы его использовали. Думаю, тот факт, что мы играли в футбол в течение десяти дней подряд, не способствовал работе».

Ричи Блэкмор всё более критично относился к Тони Кэйри. Однажды он попросил Тони подойти в студию и сыграть органное соло. Тот ответил, что придёт через несколько часов, когда почувствует, что готов к записи. «Это было его ошибкой, — сказал Кози Пауэлл. — Если Ричи просит прийти сыграть соло, значит, нужно приходить и играть. Можно сказать, что Тони сам разогрел розги для своей спины. Он был очень хороший музыкант, но слишком высокомерный и напыщенный. Он сам напросился». В конечном итоге терпение Блэкмора кончилось: «Тони зашёл в студию со стаканом виски в руке и клавишными под мышкой, — вспоминает Кози Пауэлл. — Вдруг он поскользнулся, и содержимое стакана вылилось на микшерный пульт, выведя его из строя. Это был конец для него».

Не устроила Ричи и игра Марка Кларка, который слишком часто не попадал в ритм. Срочно связались с Джимми Бэйном, но на этот раз он отказался вернуться в группу. Тогда Блэкмору самому пришлось брать в руки бас-гитару.

Игра на виолончели (Ричи периодически брал уроки игры у Хью Макдауэлла из Electric Light Orchestra) помогла Блэкмору создать рифф к песне «Gates of Babylon»; Ричи, по его словам, никогда не смог бы сочинить подобное на гитаре.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=qu8HiZepRWo

К июлю 1977 года основная часть работы была закончена. Группа уехала на гастроли с Дэвидом Стоуном (клавишные) и Бобом Дэйсли (бас). Окончательно альбом был дописан в декабре. Хотя они указаны на альбоме в составе группы, на самом деле принимали участие в записи только нескольких песен. Альбом вышел лишь в апреле 1978 года.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=HDT_uqM1iqI

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=biE0zdEKn5A

Down to Earth — вышедший в 1979 году стал четвёртый студийным альбомом Rainbow и последним в 70-х.

К 1979 году Ричи Блэкмор решил расстаться с Дио, устав от увлечения Дио средневековьем, драконами, рыцарями и тому подобным (наверное он тогда и предположить не мог что спустя пару десятилетий сам увлечётся тем же самым). Эти увлечения сказывались на текстах группы, а Блэкмор решил отметиться в чартах США, где принимали музыку с более лёгким звучанием и более простыми текстами. В январе 1979 года было официально объявлено об уходе Дио из группы. На его место Блэкмор, прослушав многих кандидатов, пригласил Грэма Боннета, чей голос он помнил по группе The Marbles и считал вполне подходящим для осуществления задуманного. Также Дэвид Стоун на клавишных был заменён на Дона Эйри, который играл с Кози Пауэлом в группе Hammer, и в группу пришёл коллега Блэкмора по Deep Purple, басист и продюсер Роджер Гловер. Последнее было как нельзя кстати, поскольку Роджер Гловер всегда тяготел к популярному в США AOR — року, ориентированному на взрослых.

Альбом вышел в июле 1979 года, и вызвал, как нередко бывает при изменении стиля группы, резкую критику поклонников.

На самом деле, альбом получился мягче, чем предыдущие (в чём немалая заслуга Роджера Гловера, осуществлявшего продюсирование альбома), насыщенным клавишными, и больше напоминающим AOR, нежели хард-рок. Голос Грэма Боннета хорошо лёг на такую музыку и альбом имел успех в США.

В целом, можно сказать, что альбом является переходным этапом в музыке Rainbow между хард-роковой эрой Дио и AOR — эрой Джо Лин Тёрнера.

Вступление к «Eyes of the World» написано на основе части «Марс, войну приносящий» сюиты Густава Холста «Планеты».

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=16okSEUGhW0

«Weiss Heim» (сторона B сингла) записана в Копенгагене 19 января 1980 года.

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=8FPmLYsQY_o

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=g2XDORONuuY

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=Uu1TIEaWwyQ

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=F1LvViMLKNo

Источник: https://www.youtube.com/watch?v=1P17ct4e5OE

Конечно это ровно половина студийных альбомов записанная Rainbow, поскольку всего в дискографии их восемь: ещё три были созданы в 80-е и один в 90-е. Но поскольку у нас рубрика посвящена именно 70-м,то всё,что за этими временными рамками - материал для другой рубрики (и она обязательно будет). А пока это всё, чем я готов с вами поделиться на сегодняшний момент.

Спасибо за внимание и до новых встреч, друзья!

При создании статьи использовались материалы из открытых интернет-источников.

P.S. Изучая биографию Ричи Блэкмора, наверняка у многих складывается мнение, что характер у него был непростым и работать с ним в одной группе и на одной сцене - нелегко. Но, объективности ради, давайте вспомним что и лидеры других команд не были "белыми и пушистыми". Более того, быть руководителем - "диктатором" зачастую едва ли не единственный способ управления коллективом, в котором каждый считает себя гением. Иначе будет как в басне Крылова: "Однажды лебедь, рак и щука...". Однако, быть требовательным к другим, не будучи требовательным к самому себе - не есть правильный подход к управлению коллективом. Но к Блэкмору это, думаю, не относится: его перфекционализм как раз начинается с себя и лишь затем проецируется на других. Но этим, дополнительным, абзацем я не пытаюсь обелить или очернить Ричи - я всего лишь констатирую факты и выражаю своё собственное видение, с которым можно конечно и не соглашаться, и даже спорить. Но вот то, с чем спорить бессмысленно, а не согласиться нельзя, так это то, что Ричи Блэкмор - гениальный композитор и виртуозный исполнитель. И его вклад в историю мировой рок-музыки настолько весом, что описать словами не получится как ни старайся. Но поскольку "короля делает свита", а не наоборот, то давайте упомянём и остальных участников Rainbow: Ронни Джеймса Дио, Кози Пауэлла, Роджера Гловера, Джо Линн Тёрнера, Гэри Дрискола, Мики Ли Соула, Тони Кэри, Крэйга Грабера, Джимми Бэйна, Марка Кларка, Боба Дэйсли, Дэвида Стоуна, Джека Грина, Дона Эйри, Грэмма Боннета и других (полный список достаточно велик чтобы привести его целиком) - без них ничего этого (я о Rainbow) не было бы.