Повесть о двух сезонных работягах Джордже и Ленни. Об их мечтах, совести и чувстве вины. О том, что планы людей и мышей расходятся.
Полное погружение в пространство, время и ситуацию. Здесь нет ничего фонового. Пространство оказывает давление на героев. Оно делится на 'чужое', по которому бесконечно долго снуют двое работяг в поисках сезонного заработка, и 'свое', которое есть только в мечтах Джорджа и Ленни. Время тоже бесконечно ограничивает возможность достижения ими заветной цели – Великая депрессия, сопутствующий ей сельскохозяйственный кризис, ограничивающий возможности фермеров, внесли свою лепту в невозможность покупки собственной земли.
– Когда-нибудь мы сколотим деньжат да купим маленький домик, несколько акров земли, корову, свиней и...
– И будем сами себе хозяева!
При этом пространство и время – это только полбеды. Сами обстоятельства, отношения, складывающиеся между героями, предвещают неизбежный крах мечты. Умственно отсталый Ленни становится обузой для своего друга Джорджа, но в то же время в нем заключена и его духовная сила, именно благодаря Ленни в нем теплится надежда на будущее. Они противопоставляют себя миру, в котором все разобщены:
Но мы совсем не то, что они.
но в итоге сами оказываются раздавленными им. Ленни просто хотел гладить мышонка, Джордж просто хотел, чтобы для беззлобного Ленни нашлось место в этом мире. Оба хотели как лучше.
Некоторые усматривают в повести конфликт народной массы и правительства, бедных и богатых, но (думаю, вы со мной согласитесь) самый безусловный и ярко выраженный - столкновение мечты и действительности, в котором по всем законам трагедии побеждает последняя.
Но это никому не мешает в «Saturday Night Live», например, ставить пародии с альтернативным финалом, где Ленни остается жив:
Кроме того, эта история пользуется успехом не только в кинематографе, но и в виде театральных постановок как на западе, так и на отечественной сцене:
Так, Джон Стейнбек создал все условия для того, чтобы проникнуться художественным миром повести. Отдельно стоит отметить и особенности его стиля. Простые слова, отсутствие вычурности, подчас грубые и вульгарные реплики со стороны персонажей – все это тоже заставляет полностью раствориться в моменте происходящего. При всей простоте языка автор выводит читателя на сложные размышления о мире, о своем месте в нем и о планах мышей и людей.
Но что делать, привыкаешь к человеку и уже не можешь с ним расстаться.
Только книжки не помогают. Человеку надобно, чтоб кто-то живой был рядом.