Безвкусица. Примитив. Дешёвка. Такие определения (и даже похлеще!) можно было услышать в адрес диско-поло от образованных польских горожан, которые сталкивались с диско-поло в 1990-е. Но непритязательная танцевальная попса везде пробьёт себе дорогу!
Собственно, в России было примерно то же самое: после распада СССР можно стало ВСЁ, и на сцену хлынул поток весьма своеобразного контента на потребу не самой придирчивой публики.
В провинции и сельских районах Польши возникла своя попса, которая звучала на свадьбах и дискотеках. Это были синтезаторные песни с банальными текстами, навязчивыми мелодиями и обязательным энергичными ритмом образца тумц-тумц-тумц.
Всё началось в 1990 году со старой польской песни «Biały Miś» в формате техно-попа в исполнении группы Top One, которая разлетелась по стране, как горячие пирожки:
Стало понятно, что это рецепт хита. Многие кинулись в погоню за успехом. Появились группы Boys и Milano. Bayer Full прославились песенкой про «трусики в горошек» с цитатой из Deep Purple. Продажи были головокружительными с самого начала. Миллионный тираж для альбома считался вполне обычным делом.
Эту музыку свысока называли «тротуарной», потому что самопальные кассеты продавались на уличных развалах, в ларьках, на рынках. Со временем понадобилось более благородное название, и жанр был переименован в диско-поло — явную кальку с итало-диско.
В 1994 году, когда частная телекомпания Polsat начала транслировать программу Disco Relax, с диско-поло познакомилось городское население. Пока эстеты морщили носы, программа собирала у экранов до 8 миллионов зрителей, а танцевальные клубы, в которых диско-поло исполнялось живьём или под фонограмму, открывались десятками.
Исполнители диско-поло часто заимствовали популярные мелодии соседних стран, переводя их на польский язык. Так на всю Польшу прогремели отлично нам известные «Катя-Катерина», «Белые розы» и «Жёлтые тюльпаны»:
А вот как на польском звучат всем нам отлично известные хиты «Руки вверх!», «Иванушек International» и Натали:
Вечеринка закончилась в 2002 году, когда шоу сняли с эфира, и жанр потихоньку утёк обратно в провинциальные танцевальные залы. Но никуда не исчез! Как стойкий вирус, диско-поло лишь копил силы и ждал момента, чтобы заявить о себе вновь. Вторая волна популярности была связана с запуском канала Polo TV в 2011 году и взлётом видео «Ona Tańczy Dla Mnie» группы Weekend:
Теперь успехи артистов диско-поло измеряются не в количестве проданных с лотков кассет, а в просмотрах на YouTube. Weekend набрали 136 миллионов просмотров. Буквально на несколько миллионов меньше — клип «Ruda Tańczy Jak Szalona» от певца по имени Czadoman:
Изменилось и отношение к диско-поло. Многие искушённые молодые люди в крупных городах воспринимают его скорее с нежностью, чем критически. Это связано с детскими воспоминаниями, семейными танцами на свадьбах и новогодних вечеринках, где старшие родственники, приняв на грудь, отплясывают под забойные хиты.
Бывшие ненавистники теперь считают диско-поло безобидным развлечением и даже уникальным польским феноменом. И нет-нет — да и включают для души что-нибудь этакое!
Спасибо за внимание!