По инициативе ООН 27 января был назван Международным днём памяти жертв Холокоста. Холокост, одна из самых страшных страниц истории Второй Мировой войны, время уничтожения сотен тысяч ни в чём не повинных людей, не раз оказывался в центре (или на периферии) тех или иных кинопроизведений. И сегодня мне бы хотелось поговорить о фильме, который лично я считаю лучшей картиной о том страшном времени. Речь пойдёт о фильме Романа Полански "Пианист".
О чём кино?
В основу фильма легла подлинная история польского пианиста еврейского происхождения Владислава Шпильмана (роль исполняет Эдриен Броуди). Шпильман, чудом спавшийся от отправки в лагерь смерти, вынужден спасаться от расовых зачисток, бомбёжек, холода и голода в Варшаве на протяжении нескольких военных лет. Фильм о воле к жизни и мужестве.
Свою книгу воспоминаний "Гибель города" Владислав Шпильман издал практически сразу же после войны, в 1946-м. Впервые они были экранизированы в Польше в 1950-м. Телефильм "Дикий город" ("Варшавский Робинзон"), из-за коммунистической цензуры он сильно расходился с мемуарами и больше сконцентрирован на самих "варшавских Робинзонах", группе повстанцев, давших бой нацистам в Варшавском Гетто.
В начале нового века за мемуары пианиста решил взяться именитый режиссёр Роман Полански, для которого тема оккупации Польши нацистами была очень личной: мальчиком Роман был насильно угнан в Краковское гетто, стал свидетелем его кровавой ликвидации, а затем прятался от нацистов в руинах и в домах у добросердечных поляков. Много воды утекло с тех пор, как стихли бои, и кинематографисты разных стран с новым рвением устремились к освещению событий Второй Мировой Войны. Большим толчком этому послужили несколько крупных постановок начала-середины 90-х годов, в частности, картина Стивена Спилберга "Список Шиндлера", повествовавшая о немецком промышленнике, спасшем от верной смерти несколько тысяч евреев. Тема Холокоста снова громко зазвучала на весь мир. Тогда-то и вспомнили об истории пианиста. Было принято решение дать дорогу в большое кино и ей.
Полански всегда мечтал снять кино об этом трагическом периоде истории, и для работы с мемуарами Шпильмана пригласил драматурга Рональда Харвуда, известного по пьесе "Костюмер" и сценариям к массе телевизионных фильмов.
Режиссёр понимал также, что успех будущей картины зависит не только (и не столько) от грамотного сценария, сколько от исполнителя главной роли, который заставит зрителя сопереживать, притом сопереживать активно: всё-таки заглавный персонаж - не только жертва фашизма, но и герой в полном смысле этого слова. Первоначально роль Шпильмана он предложил Джозефу Файнсу, прославившемуся после оскароносной картины "Влюблённый Шекспир", а также - по родству с Рэйфом Файнсом, которому приходится братом. И если бы Джозеф согласился на роль Шпильмана, то в семье Файнсов было бы целых два актёра, отметившихся в важных фильмах о Холокосте, притом - в диаметрально противоположных ролях: за восемь лет до того Рэйф сыграл нациста Амона Гёта в вышеупомянутом "Списке Шиндлера".
Но Джозеф Файнс от "Пианиста" отказался, сославшись на занятость в театре...
...и начались длинные-длинные пробы. Всего через них прошло порядка 1400 актёров. И выбор свой Полански остановил на 27-летнем американце Эдриане Броуди. В самой Америке из-за сексуального скандала Полански появляться не мог, и Броуди, быстро собрав чемоданы, вылетел в Париж на встречу с мэтром.
Броуди известен в актёрской среде, как человек дотошный, въедливый и преданный своей профессии до сумасшествия. Подобным образом он проявляет себя как на съёмках "высоких" драм, так и в блокбастерах. Работа над "Пианистом" не стала исключением. Для того, чтобы проникнуть в своего героя, Броуди переехал в маленькую комнатку, лишил себя любых мультимедиа и мобильного телефона, продал машину, ни с кем не общался и редко вспоминал о личной гигиене. Рацион артиста составляли два варёных яйца и зелёный чай на завтрак, цыплёнок на обед и кусочек рыбы или цыплёнка с варёными овощами на ужин. В результате и без того худосочный актёр, который в начале диеты имел вес в 73 кг при росте в 185 см, похудел аж на 14 килограммов!
Что же касается музыкальных фрагментов, то тут Броуди пришлось вспомнить золотое детство, когда он активно занимался музыкой. Он разучил несколько произведений Шопена, однако большую часть музыкальных партий на рояле за актёра исполнил польский пианист и актёр Януш Олейничак. Кроме того крупные планы его рук сняты во время исполнения музыкальных произведений на рояле.
Основные съемки "Пианиста" начались 9 февраля 2001 года в студии "Babelsberg" в Потсдаме, Германия. Варшавское гетто и окрестности города были воссозданы на задворках студии. Старые казармы Советской Армии использовались для создания разрушенного города - их все равно собирались сносить. Первые сцены фильма были сняты в старых армейских казармах. 2 марта 2001 года съемки переместились в заброшенный советский военный госпиталь в Белице, Германия. Там снимались сцены, в которых немецкие солдаты уничтожали варшавский госпиталь из огнеметов. 15 марта съемки наконец переместились в "Babelsberg Studios". Первой сценой, снятой в студии, была технически сложная сцена, в которой Шпильман становится свидетелем восстания в гетто.
К слову, страдания Броуди на съёмках продолжились. Так, для одного из эпизодов ему нужно было выпрыгнуть из окна. Несмотря на страховочный мат, Броуди боялся прыгать. Он замешкался и спросил: "Кто-нибудь уже пробовал прыгать в это окно?". Все помотали головами. И тут Полански решил показать своему артисту пример и совершил прыжок веры (а ведь режиссёру на тот момент было уже под 70). Уже снизу он крикнул: "Ну вот, кто-то попробовал. Теперь твоя очередь!" - и Броуди прыгнул вслед, правда здорово ударившись лицом и ободрав ребра.
Съемки на студиях закончились 26 марта, а 29 марта переехали в Варшаву, в захудалый район под названием Прага. Художественный отдел построил там множество зданий, воссоздав Польшу времен Второй мировой войны с вывесками и плакатами того периода. Дополнительные съемки также проходили в окрестностях Варшавы. Сцена на площади Умшлагплац, где Шпильман, его семья и сотни других евреев ждут отправки в лагеря уничтожения, была снята в Варшавском университете национальной обороны.
В съёмках картины приняли участие потомки легендарного пианиста. В сценах депортации в массовке в роли одного из детей снялся Даниэль Шпильман — внук Владислава Шпильмана, а одного из еврейских полицейских сыграл его отец и сын Владислава Анджей Шпильман. Интересное знакомство с историей семьи, ничего не скажешь...
И кстати об истории семьи. По ходу съёмок Полански встретился с человеком, который помогал его семье во время войны. Вот уж действительно погружение в материал.
Полански, снимая кино, хотел сделать его максимально честным, без излишней сентиментальности. И в этом фильму не откажешь: местами он смотрится, как пугающая хроника одного из тяжелейших моментов европейской истории. Это вам не "Шиндлер"...
Съёмки и монтаж картины завершились к концу 2001-го года. Премьера состоялась 24 мая 2002 года на 55-м Каннском Кинофестивале, где фильму немедленно выписали "Золотую пальмовую ветвь". В сентябре того же года фильм вышел в мировой прокат, где при бюджете в 35 миллионов долларов смог освоить более 120-ти. В наградном сезоне 2002/2003 картина отхватила целый ворох престижных наград, в числе коих были семь премий "Сезар", впервые выданных фильму, в котором не было произнесено ни слова по-французски, а также три статуэтки "Оскара", среди которых - и премия за "Лучшую мужскую роль" Эдриану Броуди. Броуди стал самым молодым обладателем этой премии - на тот момент артисту было 29 лет.
"Пианист" - один из любимейших моих фильмов о Второй Мировой. Жёсткий, честный, великолепно снятый и филигранно сыгранный. Эту картину о триумфе человеческой стойкости можно пересматривать бесконечно, год за годом проникаясь ею всё больше и больше...
Напишите, какие фильмы о войне нравятся вам. Нравится ли вам "Пианист"? Также дайте мне знать, о создании какого ещё фильма мне сделать материал.
Если вам понравился материал, приглашаю вас общаться в мои социальные сети и оценить одну из предыдущих публикаций. Вы очень обяжете меня, если поставите "лайк", подпишитесь на канал и поделитесь материалом с друзьями.
А ещё вы можете стать доном моего сообщества и получать эксклюзивный контент - для этого переходите СЮДА!
Новая статья выйдет уже очень скоро!
А потому - не прощаюсь!..