Найти в Дзене

"Не будь собой - будь мной" (часть 1).

"Дети становятся именно теми, кем им разрешено стать". (с)

"Человек действует по сценарию, который закреплён в его сознании родителями в раннем возрасте; он остаётся верным ему, даже когда голоса родителей навсегда замолкли" (с) Эрик Берн.

---

Итак, продолжаю тему предыдущего поста о родительских предписаниях.

---

Эрик Берн - разработчик трансакционного и сценарного анализа. Его последователи американские психотерапевты Роберт и Мери Гулдинги развивали его идеи о жизненном сценарии. Особое внимание они уделяли иррациональным посланиям, которые люди получают в детстве. В книге "Психотерапия нового решения" Гулдинги описали родительские директивы, с которыми ребёнок может согласиться в процессе воспитания.

---

1) "Не расти" - (продли моё родительство). Эгоистичное желание родителей всегда видеть рядом с собой своего малыша. Панический страх его взросления.

Выражается в высказываниях:

- "не спеши взрослеть";

- "мама тебя никогда не бросит";

- "будь ребенком всегда".

Бессознательно ребёнок может найти для себя здесь указание:

- "Я не имею право стать настолько самостоятельным, чтобы жить без материнской поддержки";

- "Я останусь маленьким / не думающим / несексуальным".

2) "Не будь собой" - (будь мной. Не доверяй себе. Соответствуй моим ожиданиям). Эта директива основана на постоянных сравнениях ребенка с другими.

Выражается в высказываниях:

- "я в твоем возрасте…";

- "делай, как я" ("посмотри на меня, перед тобой живой пример", "будь как я");

- "когда ты будешь делать / учиться / вести себя так же хорошо, как…";

- "если бы ты был(а) девочкой (мальчиком), у меня было бы меньше проблем".

Решение, которое может принять ребенок:

- "я никогда не буду счастлив";

- "мне всегда будет стыдно";

- "неважно, как сильно я буду стараться, я никогда не угожу".

3) "Не думай" - (не думай о ком-то, не думай о себе, не думай о своих радостях или проблемах, думай о моих проблемах).

Выражает нежелание признавать за ребенком право на собственное мнение, на свои мысли:

- "не умничай!";

- "тебя не спрашивали!" и т. д.

4) "Не будь ребенком" - (освободи меня от роли родителя. Не требуй от меня больше, чем я могу тебе дать. Я не умею быть родителем, поэтому не будь эмоционально близким).

Предписание, которое дают родители, стремящиеся избавиться от лишних забот.

Фразы родителей, которые ребенок слышит в свой адрес:

- "что ты себя ведешь, как маленький(ая)";

- "пора перестань ребячиться";

- "когда ты, наконец, повзрослеешь?";

- "ты уже не ребенок, чтобы...(капризничать)";

- "веди себя, как взрослый".

Решение, которое принимает ребенок:

- "я ничего не попрошу и сам о себе позабочусь";

- "я не буду развлекаться";

- "я всегда буду заботиться о…"

5) "Не будь первым! Не достигай успеха!" - (быть успешным – трудно, опасно. Не будь значимым, важным. Не показывай мне, что я неуспешен сам).

Выражается через:

- "не высовывайся";

- "зачем тебе это нужно?";

- "не всем быть отличниками";

- "это для тебя слишком сложно".

6) "Не делай" (сам).

Выражается в следующих словах:

- "дай, я сама сделаю";

- "не суйся",

- "лучше не трогай, а то всё испортишь".

Такое приказание формирует пассивность и неверие в собственные силы (это опасно. Ничего не делай, чтобы не проиграть, я всё сделаю сам(а). Дай мне возможность самоутвердиться за твой счёт).

7) "Не чувствуй" — это запрет на эмоции как в отношении себя, так и в отношении других.

Выражается в пренебрежении к чувствам ребенка:

- "не сахарный – не растаешь";

- "не так больно, как ты ревёшь".

8) "Не чувствуй себя хорошо!" - ("не будь здоровым", "не будь нормальным").

Эта установка может сформироваться, если родители проявляют заботу и внимание к ребенку, только когда он болеет.

Человек получивший такую директиву в детстве, приучается к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, и начинает использовать заболевание для получения психологической выгоды.

9) "Не будь близким!" - (не сближайся с другими. Не доверяй. Близость опасна).

Внушение ребёнку, что никому кроме родителя доверять нельзя.

Получившие в детстве такие директивы, имеют серьёзные проблемы в эмоциональных контактах с другими людьми, часто испытывают трудности в отношениях.

10) "Не принадлежи" - (изоляция через приказ: "ты избранный", "ты не такой, как все").

Такая установка мешает человеку почувствовать себя частью команды, обрести друзей.

11) "Не живи!" "Не будь!" - (твоя жизнь нанесла ущерб моей жизни. Сгинь, не живи своей жизнью - живи моей).

Это самое страшное из всех предписаний, которое выливается в запрет на любое проявление себя.

Предписание передаётся с помощью таких фраз, как:

- "отстань!";

- "ты мне надоел";

- "глаза бы мои тебя не видели",

- "уйди с глаз моих, одни проблемы с тобой";

- "мне не нужен такой плохой мальчик (девочка)";

- "не путайся под ногами, ты мне всё время мешаешь";

- "сколько тревоги и волнений я пережила с тех пор, как ты появился(ась) на свет";

- "горе ты моё";

- "за что мне такое наказание?";

- "я не сделала карьеру (не вышла замуж) из-за тебя".

Решение, которое может принять ребенок:

- "лучше бы меня не было";

- "мир страшен";

- "я умру, и ты полюбишь меня".

Повзрослев, человек, получивший такую директиву находит различные способы бессознательного саморазрушения (алкогольная и наркотическая зависимость, трудоголизм, экстремальный спорт и т.д.).

---

P.S. В родительских предписаниях главное не то, какие они, а то, как ребёнок их расценил и решил реализовать в жизни.

Можно:

- отречься от негативных внутренних алгоритмов;

- отменить глубинные запреты (на жизнь и счастье);

- поменять отрицательные предписания на положительные.

Это долгий самостоятельный путь.

С чего начать?

Немного коснусь этого вопроса в следующем посте.

---

Если у тебя есть вопросы или тебе нужна консультация психолога - не стесняйся, напиши мне.

---

🎓 Психолог Наталья Каталова.

🌐 Мой сайт (образование, услуги, цены, отзывы).

✍️ Записаться на консультацию:

- через вконтакте

- через Telegram

✅ Подписаться на Telegram канал