"Дети становятся именно теми, кем им разрешено стать". (с)
"Человек действует по сценарию, который закреплён в его сознании родителями в раннем возрасте; он остаётся верным ему, даже когда голоса родителей навсегда замолкли" (с) Эрик Берн.
---
Итак, продолжаю тему предыдущего поста о родительских предписаниях.
---
Эрик Берн - разработчик трансакционного и сценарного анализа. Его последователи американские психотерапевты Роберт и Мери Гулдинги развивали его идеи о жизненном сценарии. Особое внимание они уделяли иррациональным посланиям, которые люди получают в детстве. В книге "Психотерапия нового решения" Гулдинги описали родительские директивы, с которыми ребёнок может согласиться в процессе воспитания.
---
1) "Не расти" - (продли моё родительство). Эгоистичное желание родителей всегда видеть рядом с собой своего малыша. Панический страх его взросления.
Выражается в высказываниях:
- "не спеши взрослеть";
- "мама тебя никогда не бросит";
- "будь ребенком всегда".
Бессознательно ребёнок может найти для себя здесь указание:
- "Я не имею право стать настолько самостоятельным, чтобы жить без материнской поддержки";
- "Я останусь маленьким / не думающим / несексуальным".
2) "Не будь собой" - (будь мной. Не доверяй себе. Соответствуй моим ожиданиям). Эта директива основана на постоянных сравнениях ребенка с другими.
Выражается в высказываниях:
- "я в твоем возрасте…";
- "делай, как я" ("посмотри на меня, перед тобой живой пример", "будь как я");
- "когда ты будешь делать / учиться / вести себя так же хорошо, как…";
- "если бы ты был(а) девочкой (мальчиком), у меня было бы меньше проблем".
Решение, которое может принять ребенок:
- "я никогда не буду счастлив";
- "мне всегда будет стыдно";
- "неважно, как сильно я буду стараться, я никогда не угожу".
3) "Не думай" - (не думай о ком-то, не думай о себе, не думай о своих радостях или проблемах, думай о моих проблемах).
Выражает нежелание признавать за ребенком право на собственное мнение, на свои мысли:
- "не умничай!";
- "тебя не спрашивали!" и т. д.
4) "Не будь ребенком" - (освободи меня от роли родителя. Не требуй от меня больше, чем я могу тебе дать. Я не умею быть родителем, поэтому не будь эмоционально близким).
Предписание, которое дают родители, стремящиеся избавиться от лишних забот.
Фразы родителей, которые ребенок слышит в свой адрес:
- "что ты себя ведешь, как маленький(ая)";
- "пора перестань ребячиться";
- "когда ты, наконец, повзрослеешь?";
- "ты уже не ребенок, чтобы...(капризничать)";
- "веди себя, как взрослый".
Решение, которое принимает ребенок:
- "я ничего не попрошу и сам о себе позабочусь";
- "я не буду развлекаться";
- "я всегда буду заботиться о…"
5) "Не будь первым! Не достигай успеха!" - (быть успешным – трудно, опасно. Не будь значимым, важным. Не показывай мне, что я неуспешен сам).
Выражается через:
- "не высовывайся";
- "зачем тебе это нужно?";
- "не всем быть отличниками";
- "это для тебя слишком сложно".
6) "Не делай" (сам).
Выражается в следующих словах:
- "дай, я сама сделаю";
- "не суйся",
- "лучше не трогай, а то всё испортишь".
Такое приказание формирует пассивность и неверие в собственные силы (это опасно. Ничего не делай, чтобы не проиграть, я всё сделаю сам(а). Дай мне возможность самоутвердиться за твой счёт).
7) "Не чувствуй" — это запрет на эмоции как в отношении себя, так и в отношении других.
Выражается в пренебрежении к чувствам ребенка:
- "не сахарный – не растаешь";
- "не так больно, как ты ревёшь".
8) "Не чувствуй себя хорошо!" - ("не будь здоровым", "не будь нормальным").
Эта установка может сформироваться, если родители проявляют заботу и внимание к ребенку, только когда он болеет.
Человек получивший такую директиву в детстве, приучается к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, и начинает использовать заболевание для получения психологической выгоды.
9) "Не будь близким!" - (не сближайся с другими. Не доверяй. Близость опасна).
Внушение ребёнку, что никому кроме родителя доверять нельзя.
Получившие в детстве такие директивы, имеют серьёзные проблемы в эмоциональных контактах с другими людьми, часто испытывают трудности в отношениях.
10) "Не принадлежи" - (изоляция через приказ: "ты избранный", "ты не такой, как все").
Такая установка мешает человеку почувствовать себя частью команды, обрести друзей.
11) "Не живи!" "Не будь!" - (твоя жизнь нанесла ущерб моей жизни. Сгинь, не живи своей жизнью - живи моей).
Это самое страшное из всех предписаний, которое выливается в запрет на любое проявление себя.
Предписание передаётся с помощью таких фраз, как:
- "отстань!";
- "ты мне надоел";
- "глаза бы мои тебя не видели",
- "уйди с глаз моих, одни проблемы с тобой";
- "мне не нужен такой плохой мальчик (девочка)";
- "не путайся под ногами, ты мне всё время мешаешь";
- "сколько тревоги и волнений я пережила с тех пор, как ты появился(ась) на свет";
- "горе ты моё";
- "за что мне такое наказание?";
- "я не сделала карьеру (не вышла замуж) из-за тебя".
Решение, которое может принять ребенок:
- "лучше бы меня не было";
- "мир страшен";
- "я умру, и ты полюбишь меня".
Повзрослев, человек, получивший такую директиву находит различные способы бессознательного саморазрушения (алкогольная и наркотическая зависимость, трудоголизм, экстремальный спорт и т.д.).
---
P.S. В родительских предписаниях главное не то, какие они, а то, как ребёнок их расценил и решил реализовать в жизни.
Можно:
- отречься от негативных внутренних алгоритмов;
- отменить глубинные запреты (на жизнь и счастье);
- поменять отрицательные предписания на положительные.
Это долгий самостоятельный путь.
С чего начать?
Немного коснусь этого вопроса в следующем посте.
---
Если у тебя есть вопросы или тебе нужна консультация психолога - не стесняйся, напиши мне.
---
🎓 Психолог Наталья Каталова.
🌐 Мой сайт (образование, услуги, цены, отзывы).
✍️ Записаться на консультацию:
- через вконтакте
- через Telegram
✅ Подписаться на Telegram канал