Здравствуйте. Статья о динамиках СССР. Прошу приверженцев автозаука , любителей « *ля быстрого баса и какой то еще х**новины» , атаки и прочего , а так же столбов по 250 $ сразу отписаться, угомониться, поставить дизлайк и не засорять ленту. Эта публикация для адекватных, о ЗВУКЕ.
Стереотипное мнение , что в СССР делали убогую акустику без средних частот въелось в сознание как аксиома , столп аудиофилии , как черт знает что . И ладно бы рассуждение от евро-азиатского импорта 90-х , который собственно и убил советские колонки. Но то что продают в магазинах как «акустические системы» уже лет десять двенадцать....
Вот прямо сейчас , уважаемый Читатель если оставите комментарий что бы не забыть и через пару недель Дзэн известит Вас о лайке — Вы сможете увидеть пару комментов о том , что еще ТОГДА кому то подфартило пол сотни тех же 25гд26 и человек еле еле смог подобрать из них одну пару. Здорово . Хочется сказать — 25 гд26 сейчас подбираются под тысячу , а содержание как бы акустических поделок на авито в 6* около 400 , накупи десяток и промеряй Тиля и Смола на них. Я пробовал со столбами jbl- мозги становятся на место сразу.
10 гд 34-80 4 ом. Он же в вариациях . Маленький честненький динамик s 30 . Если у Вас есть какие нибудь столбы жбл , пион или еще что нибудь трехполосные 8-ми ом сопротивлением с 16 см низкочастотниками проведите эксперимент. Купите пару 10 гд 34 всего то по 500-700 руб за штуку и вставьте вместо родных .... Попробовали ? Поговорим о быстром , панчевым , об «атаке» и прочем басе? Ваши динамики перекочуют в пакет , все когда нибудь едет на авито . Но слушать Вы будете десять гд тридцать четыре... Есть вариант 25 гдн 3 -4 .
Вполне понятно - больше магнит , сильнее « * ля мотор» мотор , как теперь плющат мозг. Но суть - больший магнит несколько поднимает чувствительность на ноль целых ... десятых, по тому параметры обоих динамиков идентичны. Но с большим магнитом крепче 😁.
Если Вас увлечет звук 12 сантиметровых советских динамиков наверняка отличный вариант получится на 25гд32. Это такое ЧУДО промышленности СССР. Которое было способно воспроизводить БАС в четырех литрах. В коментах Вы вполне найдете — испо(ьзовались в передвижных теле-студиях как мониторы.
Честно сказать - не пробовал. 12 см это все ж не бас по моему , но производят впечатление - нешуточное...
25 гд 26 , он же 35 гдн 1 4 или 8 ом
Как то однажды у меня собрались Вега 50 ас104 , art audio h125
день был дождливым и скучным . Я решил выкрутить динамики и прогнать их просто по резонансной частоте в корпусе - макете на 40 литров . Для юного поколения и там и там 35 гдн 1-8 одного и того же Бердского завода ( поздняя версия 25 гд 26 в 8-ми омной реализации) стенд самый банальный : генератор , резистор и мультиметр . Метод многократно перепостен в сети. Никаких глупостей наподобии разминки синусом не применял . Выкрутил-вкрутил-померял. В пику «выборщиков» из полусотни — разница была в пределах пары герц! 1/20-ая. 5%. Говорить о том , что все ключевые параметры динамика связаны формулой и после сего эксперимента мерить добротность и прочее бессмысленно — не буду.
Очень приличный вариант древние 10 гд 30 . На этикетке все видно можно почитать в нэте . Суть- еще каучуковый подвес . И магнит.... все в нэте. Ценник на этот вариант примерно 1000 за штуку . Мощность — 20 гдн по советски , по din примерно 60 , по китайски около полу4илловата😁. 8 ом.
75 гдн в вариациях . Это тот самый « неудержимый» бас s 90 . Всего то 25 см в диаметре и в 60-ти примерно литрах корпуса . А если рассчитать корпус литров под 100? Можно долго рассуждать о его ( 75 гдн) не совершенстве , мне его звук не нравится кроме вариации с ППУ подвесом в амфитон 50 ас 022 и не из за дизайн проекта)
, но этот динамик даже в ЗАС Корвет 35 ас 028 был откровенно задушен малым объемом в угоду компактности АС. 75 гдн с ппу на спарке в 70 литрах я как то реализовывал в домашнем сабвуфере - диван простите под ж.... содрагался . Конечно сабвуфер и работа в АС это две большие разницы, но динамик впечатление произвел.
Средние частоты . Лично мое мнение 15гд11/20 гдс во всех вариациях выкрутить и выбросить . Все потуги с их «усовершенствованием» не стоят трудов и потраченного времени. Альтернатива им 5гдш и прочие включая пресловутый визатон— не плохи . Но как раз с динамиком сч сейчас проще . Послушать , подобрать под свои уши и «все дела».
ВЧ. Собственно вч динамиков в СССР было всего четыре. С Вашего позволения не стану упоминать 2гд26 и 3гд31 у них есть свои поклонники но очень мало , просто единицы от Бреста до Владивостока и цена 50-100 руб об этом говорит лучше всего. Играют грубо о воздушности и прозрачности речь не идет совсем. В компьютерных колонках вч сгорели - купите эти , скорее всего даже будет лучше.
3 гд 2 радиотехника. Добротный твитер играет несколько низковато , что отражено в характеристиках... 18 кГц, но честно в сдержанном европейском стиле. Наверняка имел европейский прототип . Для изготовления основной акустики я бы обошел его стороною . Но цена 500 руб . Купить пару и попробовать стоит. В крайнем случае на « вторую» систему или на дачу годятся вполне. Применялся в прибалтийских колонках s 30, s 50 , art audio, baltic имел развитие в «нулевые» до титанового купола . В сети есть поклонники первых выпусков с тканым куполом. Пленочный купол считается плохо - это s30a, прозрачная пленка .
10 гд 35 во всех вариациях 6гдв... Не люблю этот динамик . Мне он кажется крикливым . Эту крикливость ( как бы) убирали rlc контуром с резонансной частотой 3кГц . Субъективно по моему играет выше 3гд 31 и четче в деталях. Обычно применялся по Батерворду третьего порядка( срез 18 дб на октаву) . Звучит очень активно по нынешним меркам , но это легко отрегулировать резистором перед кроссовером . Сейчас вообще «в моде» приглушенные ВЧ в силу дрянности массовых твитеров.
6гдв4/13 Корвет. Эти цифры 4 и 13 породили секты приверженцев той или той . Говорить какая лучше - накликать гневные комментарии одних или других. Этот твиттер обычно превозносят в Корветах и Кливерах трехполосных и нещадно ругают в мелких Кливерах а-ля S30. Причиной тому скорее всего порядок фильтра. Можно рассуждать о минимализме— один конденсаторик на твиттер , но мозг сразу проветривается если подключить твиттер через него( конденсатор он же фильтр 1-ого порядка) и фильтр третего порядка.
Вообще нужно понимать — если Твитер не трясет от баса на первом порядке ( через конденсатор 6 дб на октаву) то у него крайне инертная система ( подвес) конструктивно . А легкий подвес это та самая детальность и «воздушность» и по другому не бывает . Достойный твитер всегда будет на низком порядке кроссовера « процикивать» . И тут мы подходим к изодинамической 10 ги в вариациях.
10 ги. Сверхлегкая мембрана в магнитном поле . Говорить об инертности системы бессмысленно в силу ее конструкции. Я высказывал соображения о ней , повторяться не вижу смысла . Динамик « оболган» неудачным применением в 27ас027 и имеет некоторе неудобство в силу специфической диаграммы направленности. Но тот же звук щеточек по тарелочкам ...
К сути публикации . 10 гд 34 и 25 гд 26 очень прилично отигрывают средние частоты , недаром использовались в двухполосках , но это и плохо - при построении 3-х полосных ас их лучше включать противофазно СЧ , или фи(ьтр 3-4 порядка , что на НЧ сложно, дорого и не разумно . Суть « противофазы» «глушение» звука одним динамиком другого на границе раздела частотного диапазона . НЧ выдает «в фазе» , СЧ « в противофазе» , суммарный звук ас ближе к нулю.
PS. Я ни коем образом не рекламирую советские динамики . Я лишь предлагаю при построении АС не списывать огульно советские динамики в угоду тем же автомобильным или экземплярам с Алика. Конечно наверное лучше купить на иностранной интернет площадке перлес за сотню долларов чем 25гд26. С другой стороны помнится Демьяненко в своей реализации Verna 100 описал вариант на 25/26 вместо перлесов , как очень неплохой ...
Еще раз: очень авторитетный конструктор ( в свое конечно время , не путать с блогерами из сети) сравнивал peerless и советские 25 гд 26 — так себе в кумполе какое то прозрение шевелится ? Или нет?
Друзья , Вы так нормально кликаете по алику как бы НЧ двадцатки ( 20 см , 8*) тысячи по 3-4000 б*** быстрого «баса»?
В любом случае Вы строите АС по Вашему проекту, настраивать будете по Вашим ушам. Ваше мнение — решающее. Удачи.
PPS. С Вашего Читатель позволения. В публикации я намеренно обошел вниманием целый класс динамиков — широкополосные . Это сфере «ламповиков» коим я не являюсь . Мне вполне приятен класс А. Но подобная реализация безусловно достойна внимания. Я негативно отношусь к популярному и вполне бюджетному ( примерно 1000-1500 4А28 по моему он олицетворение «ваты», мне достались они в детстве с киноаппаратом , не хотел сталкиваться даже с 4А32 ( около 3000 на авито). Но некоторый опыт построения ас укрепил мнение — очень интересная реализация : нч со срезом как можно ниже , хотя бы 300 гЦ( я сейчас не о дури в мануалах современной акустики, реально на 8 ом фильтр 2 порядка со срезом в 300 гЦ подразумевает катушку размером с консервную банку и стоимостью около 2-3 000, как вариант би-ампинг), далее широкополосник до 6-8 даже 10 кГц ( они как правило до 12 кГЦ четко нормированы по АЧХ и твитер . Суть подобного решения — избавиться от нюансов трехполоски ( сшивка частот , фазовые искажения, интерференции и прочее) в «чувствительном» для слуха диапазоне. Не так давно любопытствовал на неожиданно попавшие в руки Теслы
Типичный пример 20 сантиметровых широкополосников.
В общем лично мое мнение — широкополосники непременно стоит попробовать . Только , говоря о советских , 10гд36к — лишнее.