При обсуждениях Петровских реформ, историки, как правило, основной упор делают на заимствованиях европейских новаций, как причины успеха Петровского проекта. Но эти заимствования являлись, так сказать технической необходимостью, при проведении преобразований. Сама же возможность начала реформ обуславливалась другими причинами. Основной целью Петра был прямой выход на рынки Англии и Голландии, которым принадлежала львиная доля морской торговли. К концу 17 века практически монопольным поставщиком судостроительных материалов на английские и голландские верфи была Швеция, зарабатывающая на этом огромные доходы, что и позволило ей создать сильную армию и военный флот. Швеция обладала обширными лесами, позволяющими поставлять древесину, из которой можно было строить многотоннажные парусные суда. В остальной Европе подходящая древесина в достаточном количестве росла еще только в России. Кроме этого только в Швеции и России было достаточно угодий для произрастания льна для парусов и пеньки и конопли для канатов. В других европейских странах земли едва хватало для производства продовольствия. Одновременно только Швеция и Россия могли производить железо в требуемом количестве, поскольку тогда производство базировалось на древесном угле, Таким образом, поставлять полный комплект судостроительных материалов для Англии и Голландии, кроме Швеции могла только Россия. До конца 17-го века Швеция могла полностью обеспечить английское и голландское судостроение. Но с определенного момента, поставок для растущего судостроения стало не хватать, а допускать Россию до поставок Швеция не хотела. Одновременно шведы, пользуясь своим монопольным положением стали повышать цены, чтобы уравновесить спрос. Все это вело к удорожанию в судостроении и соответственно к торможению морской торговли. Таким образом, и Англия и Голландия стали кровно заинтересованы в поставках из России. Именно это и стало причиной огромной финансовой и технической поддержки этими странами Петровского проекта, по созданию профессиональной армии и флота, для отвоевания доступа российских судостроительных материалов на верфи этих стран. Понятно, что это потребовало огромных жертв и от народа в России. Но весь правящий класс понимал огромные выгоды от налаживания экспорта в Европу. После первых серьезных побед начался бешеный рост поставок судостроительных материалов в Европу. Результатом Петровского проекта стал шестикратный рост доходов государства за время Петровского правления. Все это позволило резко снизить налоги на население и стимулировать расселение на новые территории. В результате чего начался быстрый рост населения, численность которого через 70 лет составила 40 млн. человек. Зависимость Англии от поставок из России сдерживала ее враждебность. Но в первой половине 19 –го века начался переход на паровую тягу на флоте и одновременно металлургия стала базироваться не на древесине, а на угле. Исчезновение критической зависимости англичан от России привело к проведению ими враждебной политики и как результат к Крымской войне.