Сколько молодой крови с молоком и кипящей красной энергии! Только теперь стал понятен смысл залихватского полотна Абрама Архипова «В гостях», украшающего Третьяковскую галерею.
- Какие-такие веселые крестьянки?
- Что это за вызывающе яркие наряды?
- Откуда вся эта наглая радость жизни?
А как же Некрасов и его «долюшка»?
А дело в том, что Архипов изображает день Жен-Мироносиц, праздник, который в народе назывался «Бабья неделя» или «Бабья Пасха»
Праздновали событие только женщины. Мужчин не приглашали и даже не ждали от них помощи в подготовке.
В этот день мужчина не смел перечить своей жене и не садился за стол с ее подругами — «бабье царство» праздновало. Считалось, что в этот день все бабы — именинницы.
Кроме того, в День Жен-мироносиц осуществлялся «обряд кумления» — обычно его проводили незамужние девушки, достигшие совершеннолетия, по двое, реже — по четверо.
Называя свою подругу кумой, девушка превращала ее в подобие кровной родственницы, так что женское братство становилось чем-то гораздо большим, чем простые «подружкины» отношения.
Накануне «женского события» его участницы ходили по дворам, собирая продукты для будущего застолья. Все вместе определяли, где будут отмечать свой праздник. Как правило, выбирали самый большой дом. В это время женщины и девушки подыскивали себе куму, преподносили ей подарок и получали ответный дар, шутили, пели песни и, конечно, же обсуждали других женщин.
Мужчины старательно терпели «бабьи посиделки» в гостях. Грехом считалось пенять своим женам, что те допоздна празднуют.
Ничего не поделаешь- бабья неделя. Впереди тяжелое крестьянское лето, страда. Пусть баба немного порадуется. Пусть побудет сегодня именинницей.
Автор: Инна Царева