Иноагент Алексей Пивоваров выпустил фильм об эмигрантах первой волны, в котором "прошёлся" по возвратившемуся в СССР и сделавшему успешную карьеру на родине писателю Алексею Толстому.
Фильм Пивоварова рисует Толстого эдаким беспринципным сибаритом — праздным, избалованным роскошью человеком, ради богатой и сытной жизни легко идущим на сделки с собственной совестью.
Почему они не любят Толстого
Алексей Николаевич Толстой был имперцем и патриотом. Именно за это его раз за разом пытаются опорочить нынешние так называемые либералы.
Ещё они винят Толстого за роман «Эмигранты» и повесть «Похождения Невзорова, или Ибикус», в которых автор безжалостно рассказал о пороках, охвативших многих представителей эмиграции первой волны.
Наверняка самих себя увидели в этих произведениях классика некоторые нынешние уехавшие «борцы с режимом».
Что же касается иноагента Алексея Пивоварова, то самого журналиста не раз обвиняли в "продажности", — причём делали это как оппозиционно настроенные критики, так и "провластные".
Почва для подозрений в заказной нечестности действительно есть. Например, в фильме об осужденном за педофилию мемориальце Юрие Дмитриеве иноагент Пивоваров вырисовывает из "историка" Дмитриева узника совести. Подобные опусы хорошо оплачиваются антироссийскими фондами.
Так что не Пивоварову обвинять Толстого в сделках с совестью. Тем более в фильме, который сам смахивает на подобную сделку, ибо как и в старом видео о Дмитриеве, информация в новом фильме об эмигрантах тоже подаётся Пивоваровым крайне тенденциозно.
Так почему же люди прозападных взглядов не любят Алексея Толстого? Одни искренне ненавидят «красного графа» за имперство и патриотизм, другие порочат Толстого за деньги.
Зато у них есть «святой» Мандельштам
А теперь о лицемерии либералов.
Удивительно, но все те качества, за которые ругают Алексея Толстого, присущи и поднятому на знамёна «борьбы с режимом», превращённому у либералов в святого Осипу Мандельштаму.
Но только у иконы либералов Осипа Мандельштама эти качества порой проявляются, как будет показано далее, в какой-то извращённой, уродливой форме.
Либеральные мандельштамоведы лицемерно прячут под сукно факты, способные пошатнуть миф о "святом" поэте, замученном "тираном Сталиным". А мы эти факты их из-под сукна вытянем на всеобщее обозрение.
Мандельштам напротив Толстого
Давайте сравним приписываемые Толстому либералами "пороки" с качествами, которые те же люди не замечают у Мандельштама.
Любовь к хорошей жизни
Иноагент Алексей Пивоваров назвал Алексея Толстого сибаритом, сделал акцент на том, что писатель любил красивую жизнь, женщин, вино и хорошую еду. Об этой любви классика к сытной комфортной жизни говорится с осуждением. Но кто из нас не хочет жить хорошо?
Осип и Надежда Мандельштам жаждали сытной красивой жизни никак не меньше. Вино они пили почти каждый день. Отдыхали в правительственных санаториях, где запомнились в том числе и скандалами из-за еды.
Осип Мандельштам умудрился отдохнуть в санатории даже зимой 1935-1936 гг. — в период своей воронежской ссылки. На канале есть статья «За что Осипа Мандельштама хотели побить в санатории пациенты», в которой рассказывается об этом случае.
Одно время супруги Мандельштам строили планы беззаботной жизни в Крыму, причём жить там собирались, как сказали бы сейчас, на донаты, — Осип с Надеждой рассчитывали на денежную помощь от знакомых, более успешных литераторов.
Женщин любили оба супруга, причём зачастую одних и тех же. О странных отношениях четы Мандельштам и красавицы Ольги Ваксель есть отдельная статья на канале, она называется «Стыдная тайна семьи Мандельштам».
Другой вопрос, что Осип Мандельштам на красивую жизнь заработать мог не всегда.
Стихи он писал подолгу и редко. Занимавшееся редактированием и обработкой литературных переводов предприятие, в котором Мандельштам участвовал вместе со своим приятелем Бенедиктом Лившицем, потерпело крах и привело к скандалу — Мандельштам был обвинён в плагиате. С тех пор заработок переводами Осип Эмильевич считал делом неблагодарным.
Толстой же, напротив, всегда был трудолюбив. Произведения «красного графа» нравились людям, и поэтому выходили большими тиражами. Писатель очень хорошо зарабатывал и, в отличие от Мандельштама, не нуждался в ничей помощи — наоборот, Алексей Толстой много раз оказывал помощь оказавшимся в тяжёлой ситуации литераторам.
Покровительство со стороны властей
Ещё в эмиграции Алексей Толстой начинает сотрудничать с советским изданием «Накануне» (нечто вроде нынешнего «Раша Тудей»). За это сотрудничество его жёстко критикуют тогдашние «хорошие русские» эмигранты.
На самом деле Алексей Толстой поначалу искренне ненавидел большевиков, считая их злом для России.
В эпоху великой борьбы белых и красных я был на стороне белых. Я ненавидел большевиков физически. Я считал их разорителями русского государства, причиной всех бед.
(Из открытого письма А. Толстого Н.Чайковскому, 1922 г.).
Но когда Толстой увидел первые успехи становления молодого советского государства, отношение писателя изменилось. В конце концов он новую власть принял.
На родину Толстой возвращался под личные гарантии Троцкого. Но Троцкого нельзя назвать покровителем «красного графа».
У Мандельштама же действительно был покровитель во власти. Причём очень высокопоставленный — Николай Бухарин, который некоторое время считался вторым по могущественности человеком в стране.
Именно благодаря Бухарину Осип Мандельштам заключал договоры с издательствами, в комфортных условиях путешествовал по стране, отдыхал с женой в санаториях и на крымских правительственных дачах.
Даже московскую квартиру Осип Эмильевич приобрёл благодаря своему высокопоставленному покровителю, о чём тоже есть на канале статья.
Хвалебные оды Сталину
В 1922 году в открытом письме видному белоэмигранту Н.В. Чайковскому о своём решении вернуться в Россию Алексей Толстой пишет:
Жизнь в эмиграции была самым тяжёлым периодом моей жизни. Там я понял, что значит быть парием, человеком, оторванным от родины, невесомым, бесплодным, не нужным никому ни при каких обстоятельствах...
И совесть меня зовет не лезть в подвал, а ехать в Россию и хоть гвоздик свой собственный, — но вколотить в истрепанный бурями русский корабль. По примеру Петра.
Отношение Толстого к Петру Первому, выраженное в одноименном романе, либералы пытаются подать как низкопоклоннический жест писателя в сторону Сталина.
Противники величия России не верят в искренность восторженных чувств Алексея Толстого к сильному, прогрессивному правителю. Хотя из письма мы видим, что Толстой ставил Петра себе в пример задолго до 1929 года — начала работы писателя над романом о прозванном «Великим» царе.
Прославление Сталина со стороны Толстого критикующие писателя либералы видят и в опубликованной в 1937 году повести «Хлеб». По их мнению Толстой в этой повести преувеличил сталинскую роль в обороне Царицына. Но Сталин ведь далеко не главный персонаж этого произведения. А мнение критиков, мягко говоря, спорно.
Так что обвиняя Толстого в низкопоклонничестве перед Сталиным предъявить весомых аргументов либералы не могут.
А что же Мандельштам?
Мандельштам-то как раз таки Сталина восхвалял прямо и искренне.
Начнём со «Стихов о Сталине», которые с лёгкой руки супруги поэта Надежды Яковлевны ошибочно называют «Одой Сталину». «Одой» эти стихи жена Осипа Мандельштама назвала с целью подчеркнуть их якобы неискренность и вынужденность написания.
В 1994 году мандельштамовские «Стихи о Сталине» очень высоко оценил Иосиф Бродский, назвав их вершиной творчества поэта, чем поверг в шок либералов-участников Лондонской конференции к столетию Осипа Мандельштама.
На самом деле Осип Эмильевич принял советскую идеологию и проникся искренним восторгом к вождю ещё во времена воронежской ссылки. Тогда он стал называть себя «беспартийным большевиком».
Сталина Мандельштам восхваляет не только в известных под названием «Ода» стихах. Есть и другие произведения, в которых поэт искренне вождём восторгается. Об одном стихотворении, которое либералы скрывали от нас на протяжении 15 лет, есть статья на канале.
Речь идёт о мандельштамовских «Стансах» 1937 года, в которых поэт не только восторгается Сталиным, но и находит оправдания для расстрела «врагов народа». Не удивительно, что эти стихи обнаружившие их в архивах либералы долго не публиковали, — ведь «Стансы» разрушают один из главных мифов о Мандельштаме, согласно которому поэт был противником всякому насилию со стороны государства.
В искренности восторженных стихов Мандельштама о Сталине не приходится сомневаться. Их проникновенность оценил даже Бродский.
Но помимо охватившего Мандельштама почитания вождя была и другая причина для сочинения этих хвалебных стихов. После воронежской ссылки Мандельштам хотел снова попасть в ряды официальных литераторов, — он жаждал быть принятым в Союз советских писателей.
Воспевание строек ГУЛАГа
Пиком прославления советской власти со стороны Алексея Толстого иноагент Пивоваров называет события 1933 года, когда группа советских литераторов, среди которых был и Толстой, отправляется в названное иноагентом Пивоваровым «печально знаменитым» путешествие по построенному заключёнными ГУЛАГа «Беломорканалу».
Результатом путешествия стала книга о «Беломорканале», в которой, по словам А. Солженицына, был «воспет рабский труд».
Да уж, либералы в «святые девяностые» в очернении истории собственной страны постарались и действительно сделали из того путешествия литераторов событие «печально знаменитое». Путешествие подаётся иноагентом Пивоваровым как поступок позорный.
Но почему бы либеральным критикам Толстого не сделать таким же печально знаменитым и состоявшуюся в 1937 году поездку их кумира — Осипа Мандельштама — на открытие построенного заключёнными «Дмитровлага» канала «Москва – Волга». Это ведь тоже, получается, поступок позорный? Или, как у них водится, — «Вы не понимаете, это другое»?
По результатам поездки Осип Мандельштам написал восторженное стихотворение, которое так и не было опубликовано — «верная хранительница наследия поэта» Надежда Яковлевна Мандельштам эти стихи попросту уничтожила.
Мандельштама придумали иноагенты
Того Мандельштама, который чуть ли не святой великомученик, как оказалось, действительно придумали иноагенты.
Одним из первых стал ныне ликвидированный иноагент «Мемориал». Его детище — Мандельштамовский центр и по сей день в стенах НИУ «Высшая школа экономики» лепит из поэта образ невинной жертвы «сталинской тирании».
Подробней о тех, кто делает культ из Осипа Мандельштама, можно прочесть в другой нашей статье.
Больше всего видео об Осипе Мандельштаме на том же Ютуб — на каналах финансируемых недружественными странами иноагентов типа «Радио Свобода».
Рассказывают о поэте в этих видео как правило физлица-иноагенты типа Дмитрия Быкова или Романа Либерова.
На молодёжную аудиторию о «жертве режима» «святом» Осипе Мандельштаме и его хранительнице наследия — жене Надежде Яковлевне, — вещает рэпер Noize MC, он же иноагент Иван Алексеев.
Что мы видим в итоге?
А видим мы циничное лицемерие так называемых либералов.
Из Мандельштама они слепили святого великомученика, а Толстого пытаются представить праздным человеком, обвиняют в приспособленчестве.
Никаким святым Мандельштам не был. Он тоже хотел хорошо жить, зарабатывая литературным трудом. Но круг искренних поклонников Осипа Мандельштама был и остаётся весьма узок, и страшно далеки они, как правило, от народа.
Толстой, чтобы хорошо жить, много работал. Обвинять его в праздном образе жизни, учитывая количество и качество оставленного классиком наследия просо нелепо. Подхалимом он не был. Шёл, по всей видимости, на компромиссы, но был имперцем и патриотом, искренне любившим Россию.
Мандельштам же, когда после отбытия ссылки захотел попасть в ряды членов Союза советских писателей, действовал для периода 1937-1938 гг. весьма опрометчиво.
Его восхваляющие советскую власть стихи были раскритикованы как «не представляющие особой ценности». Но Осип Эмильевич с супругой не унимались. Среди советских литераторов они организовывали сборы средств в пользу «гонимого поэта». Бывали в Москве, где после ссылки появляться Мандельштаму было строго запрещено. И так далее.
В результате — новый арест и гибель. Осип Мандельштам был психически больным человеком, оказавшимся жертвою обстоятельств сурового времени.
P.S.
Эта статья была о лицемерии так называемых либералов, поэзию Мандельштама мы здесь не критикуем и не оцениваем. Да и сам поэт, похоже, в разное время судил о своём таланте по-разному.
В 1926 году литературовед с диковинным сочетанием имени и фамилии Разумник Васильевич Иванов-Разумник писал русскому литератору Андрею Белому:
...в лицее живет (заходил возобновить знакомство) Мандельштам, по-прежнему считающий себя первым поэтом современности.
Есть другие свидетельства, указывающие на то, что позже Осип Эмильевич «первым поэтом современности» себя уже не считал.
Выступая в 1934 году на собственном поэтическом вечере Осип Мандельштам, сравнивая себя с Владимиром Маяковским, высказался: «Маяковский гигант, мы не достойны даже целовать его колени».
Уважаемые читатели! Если статья вам понравилась, — поставьте, пожалуйста, лайк. И подписывайтесь на канал!