Найти тему

Юлиан Отступник. Последний язычник на троне. Часть 1.

Будущий император Флавий Клавдий Юлиан родился в 331 году, в столице Римской империи, Константинополе.

Атмосферу, в которой происходило становление Юлиана как личности, сложно назвать благоприятной. В младенчестве он потерял свою мать а когда ему было 6 лет, по приказу его дяди, императора Констанция, был казнён его отец, которого подозревали в измене. Сложно сказать, как именно всё это отразилось на несчастном Юлиане, но то, что отразилось, утверждать можно с уверенностью.

Бюст императора Констанция II. Жил с 317 по 361 годы.
Бюст императора Констанция II. Жил с 317 по 361 годы.

В юности Юлиан был отправлен из столицы на другой берег Босфора, в город Никомедию. В это время на него оказывали влияние три человека. Двое из них, были еретиками-арианами. Первый - Евсевий, бывший в Никомедии епископом, второй - Аэций, прозванный за свои радикальные взгляды «безбожником».

Третьим же человеком, был евнух по имени Мардоний, родом скиф. Этот Мардоний, будучи сам крещён, испытывал довольно тёплые чувства к языческой старине. Именно ему в "заслугу" можно поставить растление души Юлиана. Несложно себя представить, что такая компания в определённой мере и сформировала у Юлиана его резко анти-христианские взгляды.

Карта Малой Азии. Никомедия выделена цветом.
Карта Малой Азии. Никомедия выделена цветом.

Сам будущий богоборец, был крещён в детском возрасте и юношей, явно питающим интерес к языческим обрядам, до поры умело скрывал свои помыслы, для виду оставаясь примерным чадом Церкви. Делал он это и потому, что его дядя (император Констанций II) был ярым поборником христианства и внимательно следил, чтобы в его семью не задувало пепла от идолосожжений. Однако, с высоты веком мы видим, что все обстоятельства жизни Юлиана толкали его в объятья язычников.

Важно отметить, что к середине 4 века, население многих городов империи уже в большинстве составляли христиане, язычество же было распространено преимущенственно среди крестьянского люда. Ввиду этого, весь лоск и величественность древних обрядов, к 4 веку превратился в бабкины суеверия и абсурдные, даже для многобожников поверья и приметы. В православии такой феномен принято называть «обрядоверием» или просто «невежеством».

-3

В 344 году, после смерти Евсевия, Юлиана и его брата Галла отправляют в Каппадокию, где Юлиан изучает труды античных философов и поэтов. Он был настолько пропитан духом эллинизма, что даже вид имел философа- киника. Носил длинные волосы и отпустил густую бороду, выделяясь на фоне гладко выбритых по современной ему моде мужчин. Кроме всего прочего, по настоящему родным языком для Юлиана был греческий а не латынь, которую он знал посредственно, в том числе и из-за того, что почти всю жизнь провёл на греко-говорящем востоке.

Монета с изображением Юлиана Отступника.
Монета с изображением Юлиана Отступника.
Римский историй Аммиан Марцеллин бывший современником Юлиана в своем труде "Деяния" описал внешность будущего императора так: " Внешность его была такова: среднего роста, волосы на голове очень гладкие, тонкие и мягкие, густая, подстриженная клином борода, глаза очень приятные, полные огня и выдававшие тонкий ум, красиво искривленные брови, прямой нос, рот несколько крупноватый, с отвисшей нижней губой, толстый и крутой затылок, сильные и широкие плечи, от головы до пяток сложение вполне пропорциональное, почему был он и силен и быстр в беге."

В 350 году, Галл получает назначение в Антиохию, а Юлиан возвращается в Константинополь. Было ему тогда 19 лет. В учителя ему был назначен добрый христианин, который однако, в попытках отпугнуть его от всего языческого, явно перестарался. Он постоянно рассказывал Юлиану пугающие мифы о коварстве бесов (так называемых «богов») и будоражил воображение юноши историями о магах и колдунах, владеющих нечеловеческими силами. Всё это, только сильнее разжигало интерес молодого Юлиана перед язычеством, казавшемся ему чем-то таинственным, недоступным и могущественным.

Его путь, через тысячу лет, в некоторой степени повторит знаменитый итальянец Джордано Бруно, под конец жизни так задуривший себе мозги античным мистицизмом, что именовал себя не иначе как «магистром белой магии». Но это отхожу от темы. Единственное что скажу, вопреки расхожему мифу, Бруно сожгли не за учение о круглой земле. Ведь это было известно ещё великому астроному Птолемею, за много веков до этого.

Но вернёмся в четвёртое столетие.

В конце концов, Юлиан попадает в Афины, где уже окончательно порвавши все связи с христианством, в течении многих месяцев слушает лекции философов - язычников, всё глубже и глубже погружая своё сознание в мир идолопоклонства и многобожия. Там же он получил посвящение в элевсинские мистерии (обряды культа Деметры и Персефоны, проходившие близ Афин, в месте под названием Элевсин).

Примечательно, что в то же время, в Афинах, находились одни из учителей Церкви - Василий Великий и Григорий Богослов.

Икона Святителя Григория Богослова.
Икона Святителя Григория Богослова.
Последний в "Обличительном слове на царя Юлиана" сообщает нам следующее : " И тогда я нехудо разгадал сего человека (Юлиана - прим. автора), хотя и не принадлежу к числу искусных в сем деле. Меня сделали прорицателем непостоянство его нрава и неумеренная восторженность..."
И там же далее : "Ибо тогда же, как увидел это, сказал я им: «Какое зло воспитывает Римская империя!» – и, предрекши, желал быть ложным прорицателем."

В 355 году, в возрасте 23 лет, Юлиан по приказу императора Констанция II был отозван из Афин и был перевезён в Медиолан (современный Милан), где был удостоен титула "Цезаря" (младшего соправителя империи, старшим был "Август") и назначен правителем Галлии. Прибыв туда, он избрал своей столицей город Лютеция (совр. Париж) и стал активно собирать вокруг себя группу единомышленников - язычников. Здесь, в дали от своего дяди он мог меньше опасаться его гнева и наконец открыл всему миру своё истинное лицо. Он не таясь принимал участие в идолослужениях, чем завоевал популярность среди галло-германских язычников, служивших под его началом.

Впрочем, надо отдать ему должное. Хоть Юлиан не имел военного опыта, он сумел одержать ряд побед над германскими племенами и в целом умело удерживал границу от постоянных набегов варваров.

Упомянутый выше Аммиан Марцеллин описывает деятельность Юлиана следующими строками : " Неся один, как говорится, на своих плечах все бремя полнившихся войн, он разрывался между различными заботами: как вернуть назад на опасные места солдат, покинувших свои лагеря, как разгромить племена, соединившиеся по общему договору на гибель Риму, как избежать недостатка продовольствия для войска, которому предстояло совершить поход по дальним местностям."

Однако земли за Рейном не были единственным театром военных действий для Рима. В 360 году, император Констанций II возобновил войну с персами и готовился выйти против них в поход. Для этих целей, он отправил к Юлиану посла, с указом организовать войско из местных галлов и германцев и направить их на Восток. Но Юлиан оправдывая своё прозвище "Отступник", предал своего дядю и императора.

Протоиерей Владислав Цыпин в своём труде "История Европы дохристианской и христианской" сообщает нам следующее : "...в январе 360 года Констанций отправил к цезарю Юлиану трибуна Деценция с требованием забрать воинов, причем из самых боеспособных частей: вспомогательные отряды галлов, батавов и герулов и еще по 300 солдат из каждого легиона. В результате вооруженные силы, находившиеся под командованием Юлиана, сокращались вдвое. Имелось, однако, обстоятельство, затруднявшее выполнение требования императора: Юлиан уже обещал солдатам вспомогательных частей – германцам и галлам – не отправлять их на Восток, откуда они имели мало надежды возвратиться к своим семьям.
Когда расквартированные в Паризии и ее окрестностях войска узнали о предстоящем походе, вспыхнул бунт. В ночное время воины с оружием в руках окружили дворец и потребовали, чтобы цезарь вышел к ним. На рассвете он появился перед ними, а они приветствовали его как августа и императора.

Поначалу Юлиан делал вид, что не желает себе таких почестей но в конце концов "поддался" на уговоры своих войнов. Его подняли на щит и водрузили на его голову царский венец.

"Чувствуя шаткость своего положения… Юлиан обещал всем солдатам по пяти золотых и по фунту серебра."
"Чувствуя шаткость своего положения… Юлиан обещал всем солдатам по пяти золотых и по фунту серебра."

Так началась новая гражданская война.

О её исходе, попытках оживить труп язычества, гонениях на христиан и о смерти Юлиана Отступника будет рассказано во второй части статьи которая выйдет в ближайшие дни. Как говорится - "не переключайтесь".

Другие мои статьи:

Циркумцеллионы. Разбойники- мученики.

Как в Византии относились к язычникам? Часть 1.

Как в Византии относились к язычникам? Часть 2.

Благодарю за внимание. Ευχαριστώ. Не забудьте подписаться.