Мне очень нравятся тисы, но почему-то именно эту статью я долго не могла написать. Интересное место, красивое и атмосферное, реликтовые растения, поселения древних людей...
Итак, - Сказки Тисового леса.
Про остров Петрова я не знала, пока мне о нём не рассказала коллега, показала фотографии и сказала волшебные слова "остров реликтовых тисов". Ну что же, пришлось ехать! 5 часов в одну сторону из Владивостока и вот мы на месте, - кордон Лазовского заповедника, остров Петрова.
В день нашего приезда было пасмурно, и виды, возможно, получились не такими эффектными как могли бы, но зато сам заповедный остров был максимально атмосферным....
Остров Петрова интересен как с точки зрения археологии, так и ботаники. Здесь найдены следы обитания людей начиная со времен неолита, чуть ли не с 8 тысячелетия до н.э. до последнего поселения, о которых рассказывают больше всего - это поселение народности мохэ, образовавшей в своё время (VII-X вв), первое государство тунгусо-манчжуров - Бохай. Бохайцы исповедовали Культ Неба - шаманизм и тенгрианство, просуществовали по историческим меркам недолго, и сведения о них остались только в письменных источниках их соседей с которыми они торговали и воевали - Японии, Кореи (государство Силла) и империи Тан. Загадочное государство, пришедшее из ниоткуда и ушедшее в никуда.....
Возможно именно поэтому сейчас многое, что связано с загадками древности Приморского края связывают, правомерно или нет, с этой культурой. На самом деле, историкам примерно известно и прошлое народов, составивших это государство и, тем более, последующие события - они стали предками культуры джурдженей и Золотой Империи, Цзинь. Но зато как красиво и загадочно....
На самом острове дух загадочных бохайцев очень интересно связывается со своеобразной флорой этого места. Здесь находится самая большая в России популяция тиса остроконечного, выросшая прямо на остатках древнего городища.
Род Тис состоит из девяти видов. В Евразии произрастают два из них. Известный многим тис ягодный рос раньше на территории всей Европы, сейчас ареал его существенно сократился. А на Дальнем Востоке растёт тис остроконечный (лат. Taxus cuspidáta). Он произрастает в Японии, Корее, Северо-Восточном Китае и в Приморском крае.
Сам по себе тис имеет очень интересный внешний облик. Это крайне медленно растущее дерево, имеющее одновременно и очень твёрдую и очень гибкую древесину. По достижении растением зрелого возраста его ветви начинают образовывать своеобразные живописные узоры. Они смотрятся даже эффектнее на отмерших ветках, лишённых коры. Так как древесина тиса крайне плохо поддаётся гниению, то этими произведениями искусства природы можно любоваться долго, несмотря на крайне влажный климат места.
Тис имеет очень тёмный цвет хвои и насыщенно бронзовый цвет коры, похожей на чешую сказочного древнего змея. А при плотном произрастании, как на этом острове, образуется интересный эффект - сомкнутые вечнозелёные кроны не пропускают солнечный свет и не дают вырасти в тени подростам практически никаких других деревьев. Плотная естественная монопосадка тиса не практически пускает внутрь ветер.
Представьте себе, вы находитесь внутри сказочного, тёмного, молчаливого леса, созданного древними реликтовыми деревьями, с одной стороны ядовитыми и символизирующими смерть практически у всех народов, а с другой стороны, с негниющей древесиной, которая обладает, к тому же бактерицидными свойствами. И всё это на месте рубежного поселения древнего загадочного народа....
Но помимо тиса, остров интересен и в целом своей флорой. На очень маленьком по площади пространстве сосредоточено более 30% сосудистых растений, отмеченных в Лазовском заповеднике, это 396 видов, относящихся к 273 родам из 90 семейств.
В идеальном микроклимате, образованном тисами прекрасно чувствуют себя многие виды папоротников, чьи распускающиеся весной вайи добавляют сказочности пейзажу.
Для рододендрона эта темнота и тишина чрезмерна, и он стремится к более открытым местам, как и вишня сахалинская, которая растёт на скалах восточной части острова. Зато актинидия коломикта достигает там по-настоящему огромных размеров. Дополняя своими живописными стволами необычную атмосферу этого места.
С западной стороны, обращённой к берегу, остров Петрова довольно пологий, зато его восточная сторона практически неприступна из-за высоких скал, достигающих нескольких десятков метров в высоту, на которых гнездится множество птиц: орлан-белохвост, уссурийский баклан, белопоясный стриж, филин, ошейниковая совка и многие другие.
В птицах мы не очень разбираемся, зато на обратном пути от острова нам встретился прекрасный сивуч, который по-хозяйски взирал на нас со своего скального лежбища. Как выяснилось потом в заповеднике, их не видели здесь до этого 7 лет, так что наше путешествие принесло и небольшую пользу заповедному делу.