Этот - один из самых красивых и интересных фонтанов Рима.
Изначально он был исключён Папой Римским из списка фонтанов новой системы водоснабжения города. Причина была в его расположении - рядом с Римским гетто, благоустраивать которое папа не планировал.
⠀
Однако богатый патриций Муций Маттей владевший площадью у входа в гетто и несколькими дворцами рядом смог добиться от папы разрешения возвести фонтан на свои средства, и украсить его по собственному желанию.
⠀
Для строительства был приглашён талантливый архитектор Джакомо Делла Порта. Именно он впоследствии завершит возведение Купола над Собором Святого Петра в Ватикане.
⠀
Делла Порта создаст квадратную чашу фонтана с интересным контуром и разместит в ней круглую колонну - пьедестал с четырьмя раковинами.
Квадрат и круг символизировали гармонию между небесным и земным. Так называемую квадратуру круга, любимую ещё архитекторами Ренессанса.
⠀
А вот со смыслом скульптурной декорации было сложнее.
⠀
Бронзовые фигуры юношей -эфебов и дельфинов создал Таддео Ландини.
Соединение двух таких разных материалов как мрамор и бронза стало большим и интересным новшеством.
⠀
Юные эфебы восседают верхом на дельфинах. Эфебами в Афинах называли юношей от 16 до 20 лет. В это период они проходили множество проверок, чтобы доказать свою готовность стать мужчинами. Это означало, что они научились взвешивать свои решения и возможные последствия от них, прежде чем перейти к действию.
Дельфин - мог символизировать скорость и легкость. Его и нужно было сдерживать, чтобы не совершить ненужных ошибок.
А вот добавленные в середине XVII века возможно скульптором Бернини черепахи, казалось, полностью завершили смысловую линию, которую можно выразить словами императора Августа: «торопись медленно».