МАРГАРИТА ЗИГФРИДОВНА ТАЛЬ была первым преподавателем МИХМа, с которым мне пришлось познакомиться. В августе 1961 года я - семнадцатилетний абитуриент - сдавал ей устный вступительный экзамен по математике. Экзамен прошел благополучно, хотя строго - неприступный облик М.З. Таль не обещал, как мне казалось, лёгкого прохождения испытания. В дальнейшем встреч с Маргаритой Зигфридовной у меня не было, хотя уважительные суждения о ней как о преподавателе высшей математики слышать приходилось от многих михмовцев. Видимо, в 1960-х годах она оставила штатную работу в МИХМе доцентом, достигнув возраста семидесяти лет.
В 1999 году мне довелось выступать на заседании московских краеведов в Историко-архивном институте с представлением книги о дворце Куракина на Старой Басманной - резиденции МИХМа. В перерыве ко мне подошёл бородатый человек примерно моего возраста и отрекомендовался : ЕВГЕНИЙ МИХАЙЛОВИЧ ФИЛАТОВ. Он сказал, что много слышал о МИХМе, в котором преподавала его бабушка - Маргарита Зигфридовна Таль. Мы, конечно же, разговорились и мой новый знакомый сообщил , что М.З. Таль скончалась в 1992 году в возрасте 99 лет. Узнав, что наш институт собирает материалы о преподавателях прошлых лет, Евгений Михайлович пригласил меня посетить квартиру, в которой до кончины жила его бабушка и где ныне живёт он сам и хранит семейный архив.
В ближайшее воскресенье я приехал на Остоженку, в Молочный переулок, где в старом двухэтажном особняке под номером 5 нашел на втором этаже небольшую трёхкомнатную квартиру, поразившую стильными изразцовыми печами, старинной мебелью, собранием книг и артефактов.
Стены были увешаны живописными произведениями самого хозяина дома, оказавшегося художником, членом МОСХ, преподавателем истории искусств. Евгений Михайлович стал демонстрировать разные семейные документы и фотографии, сопровождая подробными пояснениями. Чувствовалось, что ему дорога история своего рода и он готовится обобщить свои знания в виде монографии. Поэтому я не стал настаивать на передаче в МИХМ документальных материалов, полагая, что исчерпывающая информация к нам придет с фундаментальным трудом внука М.З. Таль. И не удивительно, что биография бабушки Евгения Михайловича оказалась наполненной поразительными фактами и событиями.
Маргарита-Елизавета родилась 3 мая 1893 года в семье купца второй гильдии Зигфрида-Луи ТАЛЯ, лютеранина из Варшавы, торговавшего в Москве галантерейным товаром. Образование она получила в престижной частной гимназии Алферовых, в которой учились девочки из семей московской художественной интеллигенции, профессуры университета, видных предпринимателей. Среди гимназисток были внучка Льва Толстого, дочери художников Серова, Поленова, Нестерова, певца Федора Шаляпина, дети меценатов и купцов Мамонтовых , Гучковых и других известных москвичей. В гимназии Алферовых некоторое время была ученицей Марина Цветаева. Маргарита Таль приобрела здесь не только глубокие знания по предметам школьной программы, но и навыки достойного поведения в общественной среде, трудолюбие и сдержанность, стойкость в жизненных испытаниях, которых на ее долю выпало немало. Усвоенный ею с детства культурный код невольно передавался впоследствии и нам, ее ученикам-михмовцам.
Атмосфера отчего дома в тихом Молочном переулке, приобретенного для семьи Таль в 1912 году, была наполнена доброжелательностью к родным и друзьям, которых у обитателей небольшой городской усадьбы было немало. Одно время здесь постоянно бывал живший неподалёку Федор ШАЛЯПИН, художник Михаил НЕСТЕРОВ писал здесь портреты домочадцев в одной из комнат, превращенной в мастерскую. Друзьями дома были проректор Московского университета, известный юрист Петр МИНАКОВ и его сыновья Андрей и Сергей. Причем студент-математик Сергей Петрович Минаков считался женихом Маргариты Таль, но обвенчаться они не успели.
С началом Первой мировой войны Сергей Минаков был призван прапорщиком в Действующую армию и в первый же месяц участия в боевых действиях в Восточной Пруссии погиб. Сама же Маргарита Зигфридовна отправилась в 1915 году на фронт сестрой милосердия, побывала на позициях под Дубно, Бердичевым, Луцком и в других местах Тернопольщины.
После революционных событий 1917 года Зигмунд Таль выехал в Латвию, где и умер в 1940 году. Но его дочь Маргарита родину не оставила, где она и обрела свое семейное счастье. Она вышла замуж за друга семьи Таль Евгения Федоровича КЕНЕМАНА (1887-1930) из рода известных в России фабрикантов сукна, выходцев из Германии. Брат мужа, Федор Федорович КЕНЕМАН (1873-1937) был профессором Московской консерватории, композитором, другом и постоянным аккомпаниатором Федора Ивановича Шаляпина. В браке с Евгением Кенеманом у Маргариты Зигфридовны родились двое детей: дочь Вероника в 1921 году и сын Федор в 1923 году. Евгений Федорович много болел, он уехал лечиться в Ригу, где и скончался. Маргарите Таль-Кенеман пришлось одной поднимать детей и она стала преподавать математику в созданной в Москве в 1925 году Промышленной академии при Наркомате тяжёлой промышленности.
Промакадемия, получившая впоследствии имя И.В. Сталина, располагалась в доме 20 по Новой Басманной улице. Здесь получали среднее техническое образование выпускники рабфаков, партийцы с начальным образованием со всей страны, из которых должны были формироваться руководящие кадры предприятий народного хозяйства. Точно известно, что в 1933 году Маргарита Зигфридовна работала в академии доцентом и помощницей заведующего кафедрой математики. Для меня осталось неясным, где и когда она сама получила высшую квалификацию математика, которая позволила ей занять должность доцента в престижном учебном заведении. Но Маргарита Таль своим добросовестным отношением к делу, добросердечием и педагогическим мастерством снискала громадный авторитет в администрации и в преподавательской корпорации, а также искреннее уважение студентов.
Среди ее учеников были видные в СССР государственные деятели, руководители промышленных предприятий, военные, дипломаты, учёные. Наверняка она могла бы преподавать математику и Надежде АЛЛИЛУЕВОЙ, жене генсека партии И.В. Сталина, которая училась тогда в Промакадемии. А знакомство с недоучившимся студентом Никитой ХРУЩЕВЫМ, ставшим партийным руководителем Москвы, спасло ее от ареста в 1937 году, во время жестоких репрессий выходцев из буржуазной среды. И когда в 1941 году Маргариту Таль хотели выслать из Москвы в ходе депортации граждан немецкого происхождения, она смогла избежать этой акции военного времени благодаря заступничеству ее бывшей студентки, сотрудницы секретариата НКВД. Но когда в июле 1941 года Промакадемия имени Сталина была расформирована, М.З. Таль пришлось искать новое место работы.
Маргарита Зигфридовна стала доцентом Московского института химического машиностроения, в котором с 1942 года заведовал кафедрой "Теоретическая механика" ее старый друг и брат покойного жениха Андрей Петрович МИНАКОВ. Видимо, содействие авторитетного в научной и преподавательской среде Москвы профессора Минакова сделало для доцента Таль вхождение в образовательное пространство МИХМа комфортным и благополучным. Заведующий кафедрой высшей математики профессор П.А. БЕЗСОНОВ доверил ведущему доценту М.З. Таль чтение лекций и проведение практических занятий по курсу математического анализа. На кафедре она окунулась в атмосферу доброжелательной поддержки, которую создавали коллеги М.И. ГРАБАРЬ, В.С. БЕРМАН, Е.Н. АЛЯБЬЕВА и другие. Контакт со студенческой аудиторией у ней возникал сразу же на первом занятии в потоке или группе, ее выверенная и чёткая в формулировках устная математическая информация усваивалась студентами прочно и надолго. Строгая, гордая манера поведения Маргариты Зигфридовны со слушателями, сосредоточенность на результат познания высшей математики питомцами настраивали их на серьезное отношение к ее предмету.
Появление на кафедре лекционной аудитории или у доски с кусочком мела высокой статной дамы красивого интеллигентного облика, всегда в скромной темной одежде, завораживало даже нерадивых студентов, которые не могли не проникнуться уважением к ее стараниям опытного методиста передать им необходимые инженеру знания математики.
Многие воспитанники МИХМа послевоенных лет с глубоким почтением вспоминают своего преподавателя высшей математики Маргариту Зигфридовну Таль. Они сдавали ей зачёты и экзамены, подчас, со страхом и волнением за недостаточность своих знаний, но находили в доценте Таль доброжелательного экзаменатора, заставлявшего поверить в свои способности к фундаментальной инженерной дисциплине. Ветеран МИХМа, его экс-ректор Николай Иванович БАСОВ по моей просьбе делился своими впечатлениями о работе М.З. Таль, вспоминая, что благодарные студенты по окончании лекционного курса непременно преподносили ей букет цветов. Рассказывали, что она в МИХМе тесно общалась с Ольгой Константиновной ВАРЕНЦОВОЙ, заведующей лабораторией кафедры физхимии, происхождение которой из старинного дворянского рода лифляндских немцев Нейенкирхен и семьи состоятельных купцов Варенцовых, видимо, сближало их.
Мы не дождались выхода воспоминаний о Маргарите Таль, которые собирался издать ее внук Е.М. Филатов. Евгений Михайлович скоропостижно скончался в 2011 году, не выдержав изнурительного противостояния с московскими властями за сохранение своего родового дома. Район Остоженки вошёл тогда в "золотую милю" элитного жилья Москвы и все старые дома в Молочном переулке подлежали сносу. Дом семьи Таль был разрушен, на его месте был спешно выстроен в прежних габаритах комфортабельный особняк частного застройщика. А на "Авито" стали попадаться предложения о продаже фотографий и книг с владельческими автографами М.З. Таль-Кенеман.
В 2020 году на одном из Генеалогических форумов была опубликована фотография профессора Петра Андреевича МИНАКОВА с надписью, адресованной героине нашего повествования. Отец ее погибшего на войне жениха Сергея написал такие проникновенные слова: "НЕ ЖАЛЕЙ ДАВАТЬ ТЕПЛО ДУШИ ТВОЕЙ ДРУГИМ И ТЕПЛО ДУШИ ТВОЕЙ НЕ ИССЯКНЕТ И БУДЕТ ТЕПЛО ТЕБЕ И ДРУГИМ. - МАРГОШЕ ТАЛЬ НА ПАМЯТЬ - П. МИНАКОВ.1916 Г. Думается, что завет старшего наставника стал девизом жизни МАРГАРИТЫ ЗИГФРИДОВНЫ ТАЛЬ.
В.А. ЛЮБАРТОВИЧ
.