Найти в Дзене

Кубизм в архитектуре. Ансамбль трех домов у Вышеграда.

В основном кубизм известен как направление в живописи, но свое отражение этот стиль нашел и в архитектуре. Наше сегодняшнее здание построено в 1912-1913 годах в Праге по проекту чешского архитектора Йозефа Хохола (Josef Chochol). Примечательно, что архитектор помимо Пражского Технического Университета окончил ещё академию в Вене, где его преподавателем был Отто Вагнер, великий мастер венского сециссиона. Но вот как-то позолоченные растительные узоры, присущие этому стилю, не заинтересовали Йозефа. Вообще это здание называют "тройная вилла" или "ансамбль 3 домов", и, пусть они построены на едином фундаменте, все же это 3 отдельных дома, даже имеющие разную нумерацию. У виллы было три заказчика, которые в последствии стали и жильцами, самую пафосную центральную часть заселили братья Ян и Йозеф Байеры, а боковые флигели заняли руководители местных строительных компаний Франтишек Ходек и Антонин Белада. У меня такое чувство, что изначально этот участок не удавалось получить под индиви

В основном кубизм известен как направление в живописи, но свое отражение этот стиль нашел и в архитектуре.

-2

Наше сегодняшнее здание построено в 1912-1913 годах в Праге по проекту чешского архитектора Йозефа Хохола (Josef Chochol). Примечательно, что архитектор помимо Пражского Технического Университета окончил ещё академию в Вене, где его преподавателем был Отто Вагнер, великий мастер венского сециссиона. Но вот как-то позолоченные растительные узоры, присущие этому стилю, не заинтересовали Йозефа.

-3

Вообще это здание называют "тройная вилла" или "ансамбль 3 домов", и, пусть они построены на едином фундаменте, все же это 3 отдельных дома, даже имеющие разную нумерацию.

У виллы было три заказчика, которые в последствии стали и жильцами, самую пафосную центральную часть заселили братья Ян и Йозеф Байеры, а боковые флигели заняли руководители местных строительных компаний Франтишек Ходек и Антонин Белада. У меня такое чувство, что изначально этот участок не удавалось получить под индивидуальное строительство, а пообещав многоквартирный дом, пусть и на 3 семьи, сделку оформить удалось. Все же местоположение дома очень пафосное, прямо на набережной, а сзади вышеградский замок.

-4

Хотя с другой стороны тихим это место не назвать, трамвай тут ходил и даже ходит до сих пор, но зато отдельный дом почти в центре города.

-5

Да еще вот на таком фоне.

Но вернемся к архитектуре, главная фишка кубизма - это использование только прямых линий, даже арки создаются из нескольких прямых. Да, сейчас таким никого не удивить, но на тот момент, особенно если вспомнить модерн, это было очень необычно.

-6

Хотя у здания есть и классические элементы декора, центральный портик украшает горельеф по мотивам чешского фольклора - легенде о Либуше.

Из Википедии:

Либуша была одна из трёх дочерей чешского князя Крока, её сестра Кази почиталась как искусная прорицательница и врачевательница, Тэтка — как учредительница культа духов («горных, лесных и водяных нимф»). Младшая Либуше — мудрейшая из трёх сестёр — избирается вождём («судьёй») племени после смерти отца. Несмотря на её мудрое правление, мужчины племени вскоре начинают высказывать недовольство тем, что ими руководит женщина, просят назвать им правителя-мужчину. Тогда Либуше на совете старейшин объявила, что выйдет замуж за человека, к которому приведет её конь. Так и случилось: мужем её стал пахарь Пржемысл из села Стадице. Она также предрекает основание Праги. По легенде с предсказанием связано и имя столицы: она отправила слуг в лес, и там они нашли человека, тесавшего порог дома — отсюда и слово «Прага». Выйдя замуж за Пржемысла, Либуше родила сына Незамысла, а также Радобыля и Людомира, и таким образом положила начало династии Пржемысловичей — природных королей Чехии.

-7

Интересно, что в отличие от картин в стиле кубизм, здесь царит симметрия.

-8

Просто царство прямых линий. Жаль только, что владельцы правого крыла, в отличие от левого не сохранили оригинальную расстекловку с обилием треугольников.

-9

Весь фасад состоит из полигональных структур, очень необычно.

-10

Как-будто играешь в модерн на минимальной графике.

-11

В левом крыле сохранили оригинальную расстекловку гостиной, и эта расстекловка суровая - только прямые линии и никаких витражей.

-12

Многие особенности здания можно рассмотреть только при максимально приближении, издали здание кажется более плоским.

-13

У кубизма в архитектуре, в отличие от живописи, есть своя фишка. Художник пишет картину изначально прорисовывая угол падения света на каждый полигон, это в конце и формирует финальное изображение. А в архитектуре в течение дня угол падения света изменяется, от этого и здание может выглядеть иначе в разное время дня. Да, в дальнейшем, с появлением стеклянных панелей и прочего архитекторы научатся извлекать из подобных конструкций гораздо больше но на 1913 год это было очень необычно.

Также забавно, что уже в 1914 году Йозеф Хохол разочаруется в кубизме и перейдет к конструктивизму, да и вообще начнет заниматься политикой, пропагандируя левые идеи. Некоторые его большие проекты в стиле кубизм (завод и театр) так и не будут реализованы.

-14

Архитектор проектировал не только здания, но и предметы интерьера. Недавно вот такой кубический комод всплыл на одном антикварном аукционе. При эстимейте в 6400 евро предмет мебели был продан за 44 000, что на мой взгляд потрясающий результат.