Найти тему
VOICE

Русский Диор: как Вячеслав Зайцев стал легендой моды

Оглавление

Вчера в Москве скончался модельер Вячеслав Зайцев. По данным Mash, его доставили в больницу с кровотечением в желудке, а позже он скончался в реанимации.

Российскому модельеру и художнику Вячеславу Михайловичу Зайцеву — легендарному «Красному Диору» — на момент гибели было 85 лет. Для многих людей Зайцев — это павловопосадские платки, хохлома и кокошники. Но что на самом деле прославило Славу Зайцева?

Почетный гражданин Парижа и Иваново

Альберт Пушкарев / ТАСС
Альберт Пушкарев / ТАСС

Слава Зайцев — это бренд и легенда. Без преувеличения, его можно назвать самым известным русским кутюрье второй половины ХХ столетия. Главная особенность Вячеслава Михайловича Зайцева — его бесконечная любовь к России, абсолютная, безграничная преданность Родине, которая пропитывает всё его творчество. Недаром самыми знаменитыми коллекциями маэстро являются «Тысячелетие Крещения Руси» и «Русские сезоны».

Коллекция «Тысячелетие Крещения Руси», показанная Зайцевым в Нью-Йорке в 1987 году, возродила в Европе моду на русский стиль и роскошь, которую быстро переняли западные дизайнеры, внедрив в свои коллекции. За «Русские сезоны», экспонировавшиеся в Париже, он в конце 1980-х годов удостоился звания «Почётного гражданина Парижа» и медали из рук самого Жака Ширака. При этом в родном Иванове Вячеслав Зайцев стал почётным гражданином на несколько лет позже.

Для Зайцева любима и традиционна «игра в народность», которой он увлекается с самого начала своего творческого пути. Даже во времена СССР он называл себя именно «русским человеком, русским художником», подчёркивая свою «русскость» и отказываясь подстраиваться под узкие границы «советскости».

К сожалению, эта любовь модельера к своей стране, к национальной русской культуре и корням заставляет многих людей думать, что Зайцев работает только в стилистике народного костюма, колористике и орнаменталистике павловопосадских платков, хотя это далеко не так.

На выставке в Музейно-выставочном центре «Музей Моды» «Ностальгия по красоте. К юбилею великого мастера» представлено множество образов, которые выполнены в совершенно ином ключе, в классическом стиле. Некоторые наряды навеяны творчеством великих кутюрье начала ХХ столетия: Поля Пуаре, Коко Шанель, Эльзы Скиапарелли. Зайцев любит и понимает историю, творчески перерабатывая её символизм и внедряя его в свои коллекции.

Опережая время

Михаил Метцель/ТАСС
Михаил Метцель/ТАСС

Слава Зайцев всегда опережал своё время, что было особенно заметно в эпоху СССР. Он был первым, кто смело, открыто и очень искренне заявил о наличии моды и стиля за железным занавесом, доказал, что в советской России мода существует, причем на очень высоком, даже кутюрном уровне.

Важная роль в творчестве Зайцева принадлежит и его Театру моды — уникальному проекту, который с успехом гастролирует по миру вот уже не первый десяток лет. Слава Зайцев первым в России заявил о том, что модный показ — это не только демонстрация одежды, но ещё и шоу. Тем самым он предвосхитил современные перформансы, которые часто устраивают молодые дизайнеры.

Не меньшую роль Зайцев сыграл в формировании научного подхода и развитии интереса к моде в нашей стране, инициируя первые дискуссии на тему путей и векторов развития моды — по сути, первые модные форумы. Особое внимание он уделял работе с молодёжью, подчёркивая, что моду создает не только художник, но и улица.

Красный Диор

Анна Салынская/ ИТАР-ТАСС
Анна Салынская/ ИТАР-ТАСС

Уже больше 30 лет Вячеслава Зайцева за границей называли не иначе как «Красный Диор», намекая на его безупречный вкус, сравнимый разве что с легендой мировой моды — Кристианом Диором, произведениями которого Зайцев продолжал вдохновляться до последних дней. Диор и Ив Сен Лоран — любимые кутюрье русского мэтра моды. Слава Зайцев дружил со многими великими модельерами, в том числе с Пьером Карденом. Коллекции мастера демонстрируровались на лучших подиумах мира — в Париже, Нью-Йорке, Дели и других.

Во времена СССР в должности художественного руководителя Экспериментального цеха и заместителя художественного руководителя Общесоюзного дома моделей одежды он спускался «с Олимпа на поток», создавая для различных предприятий огромной страны разнообразнейшие модели, всегда отличавшиеся идеальным качеством. Он самостоятельно ездил на текстильные фабрики, отбирая лучшие ткани (шёлк, шерсть, штапель, хлопок) и синтетические материалы, которые вошли в моду во время покорения космоса — в 1960-1970-х годах.

Художник, скульптор, модельер

-5

Как и лучшие модельеры ХХ века, Вячеслав Михайлович умел «видеть» ткань, словно скульптор, который в глыбе мрамора способен разглядеть прекрасную Венеру. Рулон ткани — даже самой простой, непрезентабельной — он мог представить, вообразить роскошным нарядом. Очень тонко, почти интуитивно, на уровне художника Зайцев чувствовал гармонию цветов и пластику тканей и материалов.

Давние покупатели и поклонники бренда Slava Zaitsev признаются, что платья, костюмы и жакеты от Славы Зайцева можно носить десятилетиями — они не только не выходят из моды, но и не теряют форму, вид и цвет. Его одежда безупречна во всех смыслах — и эстетических, и функциональных, ведь он был абсолютным фанатом своего дела и трудоголиком, стремящимся к безупречности.

Ностальгия по красоте

Костюмы модного дома Вячеслава Зайцева хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа и Музея Москвы, а его картины входят в собрания Третьяковской галереи и Музея Прадо в Мадриде.