Иногда я смотрю на свои подростковые фото и думаю: какая досада, что нельзя вправить мозги этой девочке!
Почему? Да потому, что эта девочка искренне считала себя некрасивой!
Кстати, возвращаясь к теме психотравм, нанесенных родителями - их вины здесь нет совершенно! Родители упорно пытались убедить, что я красотка, но тщетно...
Дело в том, что представления девочки о своей красоте формируются не столько под влиянием родителей, сколько на основании оценки сверстников, чаще всего - одноклассников.
Ну, а с этим у меня был полный швах. Мой личный рейтинг в классе держался где-то в районе плинтуса, а возможно, даже и ниже. Училась я неплохо, по крайней мере, до старших классов, особенно в области гуманитарных предметов, биологии и химии, и свои умственные способности оценивала гораздо выше, чем внешние данные.
Где были мои глаза, а? Вот что они видели в зеркале? Дурнушку! Почти Квазимодо они видели, вот что.
Конечно, школьное платье цвета унылого .овна, черный фартук, косички и шерстяные синие рейтузы меня не украшали точно, но до выпускного класса этот страшный прикид в школе носили все девочки, поэтому с одноклассницами мы были в примерно равных условиях.
Ну ладно, мои глаза были оснащены очками, которые довольно плохо корректировали сложную миопию. И оправа была такая, что способна изуродовать любое лицо (красивых просто не было). Но на физкультуре-то очки я снимала, переодевалась в майку и шортики.
И задним числом я понимаю, что в этом наряде должны были стать заметными и длинные ноги, и точеная фигурка, и бюст второго размера, между прочим...
Но на моих одноклассников со стопроцентным зрением и здесь нападала странная слепота. В лучшем случае меня не замечали, в худшем.... Не назову это полномасштабным буллингом, но элементы травли были.
Так и дожила я до 10 класса, уверенная, что "мама у меня красивая, а на мне природа отдохнула, но ничего, зато с мозгами у меня полный порядок". И это при том, что внешне я очень похожа на маму!
А на деле-то все обстояло строго наоборот! С природными данными был полный порядок, но мозги заср..ты по самый купол черепа и самооценка ниже уровня моря.
После 8 класса (девятый мы "перепрыгнули") часть моих не самых интеллектуальных недругов отправилась в техникумы и ПТУ, а оставшиеся вдруг осознали, что до выпускных и вступительных экзаменов осталось всего ничего. Хочешь в вуз - грызи гранит науки. Всем пришлось налегать на учебу, а многим еще и совмещать с бурной личной жизнью, так что троллинг кого-либо не хватало ни сил, ни времени. А тут еще и классы переформировали, что тоже сыграло мне на руку. О счастье, меня просто не замечали!
Приходилось ли вам пропалывать запущенную клумбу от сорняков, а потом наблюдать, как начинает крепнуть цветочная рассада? Как наливаются сочной зеленью бледные листочки? Как освобожденные чахлики стремительно тянутся к солнцу и выбрасывают бутоны? Вот так и моя самооценка начала потихоньку расти.
В выпускном классе пали оковы - нам негласно разрешили ходить в школу в обычной одежде, краситься и делать прически. Все ликовали, и я - тоже.
Долой ненавистное платье цвета какашки!
Долой косички!
Фтопку рейтузы! Да здравствуют нежные капроновые колготки на стройные ножки, а зимой можно и в брюках, так какого фига мы 10 лет морозили жепы и носили вигоневые и хбэшные сползающие уродства?
И очки тоже фтопку! Я перешла на контактные линзы. Да, несколько лет я носила жёсткие контактные линзы. Это было не слишком комфортно для глаз, но какой кайф я ловила от нормальной коррекции!
Кстати, полноценная коррекция дала не только эстетический эффект - я стала хорошо заниматься на физкультуре. Почему? Да потому, что теперь я хорошо видела, куда ставлю ноги на бегу, куда кидаю мяч и точно рассчитывала, откуда начинать опорный прыжок. Вторым эффектом ношения линз стало улучшение осанки. Вы никогда не замечали, что дети с плохим зрением часто сутулятся? А не задумывались, почему? Да потому, что плохо видят то, что перед ними на парте и под ногами!
Короче, с сутулым очкариком было покончено. Кстати, без сутулости второй номер проявился во всей красе.
С первой парты я отсела на галерку, забила болт на "ненужные" предметы, увлеклась русским роком, проколола уши и конфликтовала с классным руководителем так, что она пообещала мне характеристику "с которой и тюрьму не возьмут". Учителя хватались за голову, наставили немного троек в аттестат и не приняли в комсомол.
- О, горе-то какое! - едко откомментировала новая я и отправилась на подготовительные курсы. А еще - в кинологический клуб, осваивать премудрости собаководства.
Самое интересное, что сломать сложившийся у одноклассников стереотип "уродина и чмо" так и не получилось. Но меня уже мало интересовало их мнение, впереди был вуз!
Я отлично помню, как закончился последний учебный день. Лил дождь, а мы с подругой неслись от школы, хохоча как две гиены, а по дороге исполняли ритуальные пляски у каждой урны, кидая в нее школьные тетради.
Последний выбрык мы тоже учинили с моей любимой и единственной школьной подругой - проигнорили выпускной! Получили аттестаты на официальной части и смотались. Свобода!
На этом история симпатичной дурочки, уверенной в том, что она умненькая страшила, закончилась. На первый курс биофака поступила уже совсем другая девочка. Вполне уверенная в себе. Один, глубоко запрятанный комплекс остался, но о нем расскажу позже.
Почему же так случилось? Кто виноват в том, что школьные годы я вспоминаю уже без содрогания, но и без малейшей ностальгии?
Родители? Нет. Я росла любимым единственным ребенком в благополучной семье.
Учителя? Отчасти, да. Буллинг - явление отвратительное, но в советской школе с ним никто не боролся. Однако ни один педагог не способен заставить любить неприглянувшегося коллективу ученика.
Злые одноклассники? И здесь можно согласиться. Некоторые из них жить не могли без вот этого "скандалы-интриги-сплетни-расследования". Но даже в этом классе-серпентарии многие тихони ухитрялись существовать спокойно, не становясь объектом насмешек.
Думаю, что имело место то, что называют "роковым стечением обстоятельств". Плохой коллектив + моя излишняя ранимость и неумение постоять за себя.
Когда я сейчас называю себя трепетной ланью, окружающие откровенно ржут и уверяют, что "танк" подходит гораздо больше. Но они не знают, что свой танк я растила долго и старательно много-много лет, а лань никуда не делась. Только она под сидит под броней, и если что, то и из пушки может жахнуть.
Так что если вам достался от природы ранимый и чувствительный ребенок - поддерживайте его изо всех сил, но главное - растите на нем "броню" всеми доступными способами.
Если интересно, я расскажу, как боролась с другими комплексами и наживала новые.
А вы каким подростком были? Раскрепощенным или закомплексованным?