Маневрирование
Когда шли на самые разные провокации, думали, ответа не последует — привыкли видеть сдержанное отношение на свои выходки. Было удобно пользоваться ресурсами громадной страны, приобретая ископаемые и топливо по минимальной цене.
При этом оппоненты постоянно упрекали нас, что высокотехнологичный продукт не производится на нашей территории, а мы являемся только сырьевым придатком у высокоразвитых экономик. При этом любой товар, созданные по современным технологиям, предложенный на западном рынке облагался максимальными пошлинами, что делало его нереализуемым — конкуренция может быть и ценовая.
Ослабление позиций
В начале девяностых на российский рынок ринулись потоки товаров, залежавшихся на прилавках Европы и США. Взамен вроде ничего особого не требовали, рекомендовали брать у самих себя кредиты, чтобы потом расплачиваться за свои же товары. Разрешили поддерживать собственную экономику, продавая им же сырье для всех видов промышленности, а также недорогие энергоресурсы.
В тот период к руководству страной пришли популяризаторы, не понимающие сути новых явлений. Им даже не дали возможности подумать, куда они тащат страну. Казалось, что общество потребления — это и есть то самое счастье, о котором все поголовно мечтают. Наработки предыдущих семидесяти лет показались несущественными.
Но на продажу за рубеж пошли именно результаты работы нескольких поколений, создававших базис. При этом на экраны и печать вылезли экономисты, которые восприняли учение американских экономистов, что во всем главным является правильная игра на ценах, где нет учета себестоимости произведенной продукции. То, что рентабельность собственного производства составляла доли одного процента, их не смущало.
Ценовая агрессия
При этом «партнеры», продававшие свои товары не стеснялись накручивать по 50, а то и по 100 % к собственной себестоимости, казалось справедливым. На первое место вышло не умение создавать товар, а умение его выгодно продать. При этом разъясняли новое формирование цены, демонстрируя, что большое количество перекупщиков в цепочки ценообразования — это и есть главный показатель эффективности торговли.
Ретейлеры в цепи перекупок настолько поднимали цену, что она достигала невообразимых значений. Сегодня снова на многие товары, предлагаемые населению, не соответствуют тем затратам, какие в них присутствуют. Но об этом мы обязательно поговорим.
Вернемся к сырью и энергоносителям
Наметившийся перелом в начале нового тысячелетия заметили далеко не все. Но было сделано главное. Используя конъектуру цен на энергоносители, Россия сумела рассчитаться с долгами и начать свое медленное движение по пути независимого развития собственной экономики.
За рубежом изменения заметили не сразу. Там еще получали потоки недорогого сырья и энергоносителей. Однако, вместо фиксации имеющихся преимуществ, решили проводить свою политику во вред нашей стране, угрожая всеми доступными способами.
Их способы начали настолько угрожать целостности государству, что пришлось отвечать не молчанием, а реальными действиями. Оппоненты еще несколько лет назад могли остановиться. Однако, показалось, что мы не устоим под их напором и начнем сдавать свои позиции, задабривая дешевыми ископаемыми.
Перелом
Но наступил переломный момент, после которого прежние отношения стали невозможны. Запад сам себе поставил ограничения, вводя санкции на все виды деятельности, что сам незаметно лишил себя всего, что имел практически даром.
Да, там прекрасно понимают, что перегнули то, что даже трогать было нельзя. Но Запад имеет несколько рубежей. Европейский Запад оказался заложником заокеанского Запада, который подставил партнеров настолько, что теперь ближний рубеж оказался в глубоком цугцванге. Любой шаг вперед или назад — это провал в энергетике и экономике.
Там и хотят выйти из ловушки, но с одной стороны мы уже не желаем находиться в зависимом состоянии, а с другой стороны бизнесмены дальнего Запада не желают выпускать «добычу» из петли, которую заботливо подготовили.
Ситуация на сегодняшний день
Оказалось, что экономика, работавшая в качестве сырьевой поддержки сама способная создавать высокотехнологичные товары. Потребности использовать производственные мощности Запада снижаются день ото дня.
Европа, оказавшись на «голодном» пайке теперь сама вынуждена перестраивать экономику на дорогие исходные материалы. Вот тут оказало, что они были эффективны только, получая высокую добавочную стоимость на дешевом сырье и энергии. В реальных условиях высокая производительность стала мифом, в который верили сами и заставляли верить нас.
Африка тоже отказалась их содержать
Попытка найти в развивающихся странах Африки то, что потеряли у нас, тоже оказывается безуспешной. Там тоже наблюдают за развитием событий и умеют пользоваться чужими ошибками и опытом, чтобы максимально снизить вероятность попадания в аналогичную ситуацию.