Петропавловский собор в Казани связан с личностью Петра I. Ранее на ее месте стояла маленькая церковь из дерева. В 1722 году в город приезжал царь, который остановился у одного из зажиточных купцов тех лет - Михляева. После этого купец решил увековечить памятное событие, построив собор из камня. Освящение и, соответственно, завершение стройки произошло в 1726 г. С этого года церковь стало посещать большое количество прихожан.
Во время народных восстаний, военных действий церковь часто горела, подвергалась разрушениям. Так, наиболее значительный ущерб был нанесен зданию в 1742, 1749, 1815 годах. Из-за атак войск Пугачева в 1774 году здание сильно пострадало. За счет ресурсов старосты храма в 1824-1825 годах он был отреставрирован. Однако в 1870-х внешний вид собора серьезно ухудшился, здание начало ветшать, фундамент разрушался. Поэтому в 1888-1890 годах настоятель собора провел крупную его реставрацию.
Петропавловский собор в Казани стал одним из важнейших архитектурных памятников эпохи Петра I. Высота храма - 52 м. Возведение церкви на холме сделало ее более величественной. Украшением является колокольня высотой 49 м. В 1888-1890 годах на 5 ярусе были установлены часы, автором которых являлся Петр Климов. В дореволюционное время колокольню украшало 10 колоколов, которые в начале прошлого столетия были разрушены. Сейчас колокольню украшает новый колокол весом 3 т, внешне напоминающий дореволюционный образец. Храм и колокольня были выполнены в популярном в то время стиле - нарышкинское барокко.
Здание украшают многочисленные росписи и лепнина. Среди декора можно увидеть такие элементы, как резной орнамент, лозы винограда, резные оконные колонки и полуколонки. Восьмерик украшает множество резных лиан, что делает его самой нарядной частью здания.
Привлекает внимание парадная лестница. Главный вход, ведущий к храму, ранее находился на северной стороне. К церкви вела резная лестница, которая сильно пострадала во время пожара в 1815 года. После этого она была восстановлена только в 1880 году. Южный фасад храма также украшен лестницей. Галерея, служащая для перехода в разные части здания, окружает храм с 2 сторон. Поскольку главный вход на севере оказался со временем закрыт жилыми домами, вход в церковь перенесли на южную сторону.
В 1917 году собор передали в собственность антирелигиозного музея. Здесь хотели разместить экспонаты, связанные с атеизмом. Затем церковь стала архивом Партии, после - планетарием. В 1967 году в помещениях собора расположили центр реставрации. Православной общине здание возвратили к 1989 году. Тогда были организованы масштабные реставрационные работы. Сейчас собор открыт, в нем проходят регулярные богослужения, дважды их совершал Патриарх.
В Казани есть и католический собор - церковь Воздвижения Святого Креста. Первую каменную католическую церковь начали строить в 1855 году, а освятили ее 1 ноября 1858 года в честь праздника Воздвижения Святого Креста. В 1920-е годы церковь была закрыта, а приход распущен. Здание храма после периода запустения передали лаборатории Казанского государственного технического университета, а в центральном нефе бывшего храма была расположена аэродинамическая труба. Так как перенести аэродинамическую трубу было трудно, администрация Казани выделила католикам участок под строительство новой церкви на пересечении улиц Островского и Айдинова.
Построенный в стиле классицизм в 1999 году храм украшен витражами. В Приходе Воздвижения Святого Креста хранится статуя Фатимской Божией Матери, освященная Папой Павлом VI в 1967 году, а также частица Святого Креста Господня, подаренная храму взамен утерянной в советское время.
Совсем рядом находится старообрядческая церковь Явления иконы Пресвятой Богородицы. В петровскую эпоху в Казань были сосланы - по городскому преданию - участники памятных стрелецких бунтов, в большинстве своем приверженцы старой веры. Действительно, Суконная и Кирпичная слободы (ныне улицы Петербургская, Островского и прилегающие места), где были поселены стрельцы, с XVIII века стали неофициальным "старообрядческим районом" Казани.
Самым благоприятным был для казанского старообрядчества, как и по всей России, период после принятия законоположений о веротерпимости 1905-1906 годов, в значительной степени положивших конец религиозным и гражданско-правовым лишениям старообрядцев. Купец и меценат Шамов помог построить эту церковь общине старообрядцев-беспоповцев поморского согласия в 1912 году. Она также имеет черты модного в начале XX века неорусского стиля.
Как и большинство церквей, во время советского периода она была закрыта, и передана под использование авторемонтным мастерским. Но в отличие от других религиозных объектов, почти не разрушалась и не разграблялась, и дошла до наших дней почти в неизменном виде. В 1988 году возвращена общине старообрядцев-поповцев, отремонтирована.
Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим друзьям и знакомым.