Фильм Ларисы Шепитько, основанный на повести Василя Быкова «Сотников» заставит откинуть ваши внешние «здравые» аргументы и прислушаться к своему внутреннему голосу, если таковой еще не умер.
Если выкинуть телевизор из окна, где только и разговоры о смерти, жертвоприношении, насилии и лютой ненависти, а включить старые фильмы, снятые не в совсем свободном Советском Союзе, то невольно прошибает пот, насколько гуманней, добрее и человечней был посыл фильмов, нежели, как говорят в «демократической» России. «Восхождение» – есть один из таких фильмов, в первую очередь о нас – людях, во-вторых, о неприглядностях и мерзости войны, а уже в-третьих о доблести соотечественников.
Место действия «Восхождения» как и в «Иди и смотри» происходит в Беларуси. Сюжет тоже рассказывает о партизанах, в кадре мелькают все те же немцы – неизменные черты, охраняющую преисподнюю своего Дьявола. Как подвижники Моисея, скитающиеся по пустыни, так и отряд партизан с местными жителями бродят по суровым сугробам белорусской земли. Буря и метель затрудняет поход, вдобавок кончается еда. Командующий отряда, дает задание старшине с фамилией Рыбак – разыскать продовольствия, а для помощи взять с собой еще одного партизана. Откликнулся лишь один – страдающий от озноба бывший учитель Сотников.
Начиная дорогу, все идет так, как и предполагает себе зритель. Более опытный Рыбак помогает Сотникову преодолевать путь. Но встретив сожжённый дом, где они хотели запастись провизией, начинается внутренняя борьба, которая поменяет не только характер героев, но и заставит задуматься зрителя. Не найдя провизию поблизости, партизаны продолжают путь, посещая дом старосты одной из деревень, который вынужден работать на немцев. Сотников чувствует к нему сильное презрение и испытывает ярое желание расстрелять предателя. Но Рыбак отговаривает от этой затеей, забирая у старосты овцу. На обратной дороге их замечает немецкий отряд, и партизаны вступают в бой. Сотников ранен, а Рыбаку приходится как-то выручать товарища.
В ежеминутно меняющейся ситуации человек не задумывается о чем-то высшем, главное – спастись. «Восхождение» – соткан из череды случайностей, где внутреннее решение героев важнее, нежели внешний сюжет. После того как Рыбак спасает раненого Сотника, они попадают в дом одинокой матери с тремя детьми. Но удача отворачивается от партизан, теперь их настигают полицаи и берут в плен.
Теперь моральные испытания имеют более весомое значение, на кону жизнь не только собственная, но и жизни других людей. На первый план выходят принципы, от которых принято отказываться, ведь они мешают развитию. Именно во второй половине фильма раскрываются те моральные аспекты, которые выбивают фильм из определенной временной рамки. Теперь в окружении фашистской системы – каждый выворачивает свое истинное естество. Рыбак вдруг превращается в человека, способного примкнуть к любой системе лишь бы выжить, а Сотников готов принять смерть, не желая предавать свои принципы. Страшно представить, но сегодняшние подмены понятий, или как выражался Бодрйияр – симулякров вновь поднимают данную тематику. Только на этот раз моральный выбор еще тяжелее – ведь мы не на стороне защищающихся.
Сломать Сотникова попытается его альтер эго Портнов – выпускник Витебского университета, вел образовательный клуб и руководил школьным хором. Портнов типичный приспособленец, у которого нет принципов и идеалов – есть только зона комфорта и страх за свою жизнь. Он принимает свою ничтожность, оправдывая себя тем, что любой бы поступил так на его месте. Он не чувствует сомнений, принимает в свою сторону оскорбления, говоря, что Сотникова ждет та же участь. Как бы оправдывая все поступки, Портнов сводит все к материальному и говорит, и не понимает, какие вещи могут быть важнее собственной шкуры: «Где они? Что это и из чего состоит? Это чушь! Со смертью кончается все».
Перенесите эти слова в современность на очередного военкома, депутата, пропагандиста – и вы сразу узнаете эту мразь, которая о Родине, о своей семье, о чем-то более важном и не думает. Он думает лишь о кормушке, да чтоб поудобней хрючево из ней есть было. Ну разве не об этом нас предупреждали? Но если в «Восхождении» рациональному, сугубо жесткому и правильному предписанию вещей противопоставлялась вера, то сегодня и она играет роль – приспособленца, которое с подобными нелюдями возглавляет театр абсурда.
Розыгрыш отрывка из «Страстей Христовых», когда Сотникова после безуспешных попыток ведут на казнь – лучшее отражение того, к чему пришли современные управленцы государств. Пилат в лице Плотникова выносит нечестный приговор, Рыбак оказывается Иудой, ну а душа Сотникова воскреснет в том маленьком мальчике, который наблюдает за повешеньем.
Сонных людей, застрявших в этом вакууме «нормальности», выгоды и накапливания, стремящихся жить в удовольствие, любыми способами уходить от преград или же пытаться не замечать – нужно будить. Вряд ли это можно сделать патриотическими «Девятаевым», «Зоей» или «Т-34», продолжающие представлять клоунаду вседозволенности. Нет, только сделав внутренний выбор, только находясь на пеньке за секунду до смерти, только окунувшись в шкуру предателя – зритель проснется, проснется от страха своей жизни, своего ошибочного выбора, от того, что все его принципы были проигнорированы, а желания и мечты оказались потребительским миром.
Сегодняшнему искусству надо именно что и бороться с таким потребительским и радикально-политическим отношением к жзни, с бездуховностью, с ненавистью, с постоянной ложью. Изначально, именно зритель игнорировал мелкие симптомы, когда все прошлое десятилетие наши фильмы, получавшие награды на европейских фестивалях – критиковались или вовсе не упоминались в массовых СМИ и не прокатывались в кинотеатрах. Сейчас же и вовсе не разрешают даже думать, только любить Родину.
Ну чтож, флаг в руки тем, кто хочет сделать последний удар по киноискусству, но на всякий напомню. «Восхождение» победил на Берлинском фестивале – там, где когда-то наши предки воздвигали флаг над Рейхстагом, победивши неоспариваемое зло. Даже там люди, которые не так давно считались нам врагами, понимали насколько важно оставаться человеком в бесчеловечное время. Так почему же борцы за «правду», пропагандирующие ненависть не транслируют «Восхождение» по центральным каналам? Потому что такой посыл – вреден для общества, им не нужны люди с принципами и совестью, им нужны люди, которые откажутся от принципов, от веры, от настоящей Родины. Им нужны те, кто поверит в миф.