Психоделическая комедия Терри Гиллиама с начинкой из антиутопий и кафкианской атмосферы, заставляющая задуматься о своей роли в современном театре абсурда.
Сколько раз вам казались забавными шутки про тоталитарную систему, про полицейскую или военную страну, или про полное обладание медийных компаний вашими умами? Конечно, до полной теории заговора с внедрением чипов в голову или тотальной слежкой в вашей спальне мы не дошли, но то, что политические системы буду увеличивать свой контроль, пытаться убивать индивидуальность и навязывать свое видение мира, можно увидеть сполна. То, что казалось абсурдным полвека назад – сегодня становится трендом. Половину того, что прогнозировали и о чем беспокоились социологи и философы тогда – имеет место быть сегодня. Закупоривание воздуха будет продолжаться и дальше, пока система, будь она на Западе или Востоке не искоренит последнего мечтателя-идеалиста. Но они живы, и Терри Гиллиам тому подтверждение.
«Бразилия» у Гиллиама не имеет ничего общего с Бразилией настоящей – это всего лишь симулякр – знак попсовой песни о президенте Варгасе, строящего в 30-е годы режим, схожим с фашизмом Муссолини. В похожем режиме живет клерк Сэм Лаури, типичный герой антиутопических романов вроде «1984» или «451 градус по Фаренгейту» приспособившийся к немыслимому и абсурдному положению дел, но вечно подозревающего, что что-то не так. Как это обычно и бывает, на поиски ответов на столь волнующие вопросы поможет найти любовь.
Мир Бразилии – не совсем уж фантастический. Конечно, может показаться, что представление о будущем у режиссера получилось карикатурным и не сильно современным. Все те же «телеэкраны», однотипность мышления людей, потребляющих непонятного происхождения субстанции из многочисленных-электрических труб, которые кормят их ложной информацией. Это и повсеместная искусственность. Искусственность в еде, вместо которой остались картинки – все остальное полуфабрикаты низшего сорта, искуственоость в своей работе и в личных отношениях, где нет ни целей, ни чувств, наконец – искусственность своего тела – его неприятия, которое доводит людей до извращения и добровольных пыток, часто заканчивающихся летальным исходом. Наконец, это само желание победить то, что человека и породило, возможно даже уничтожить его своим безумием, безнаказанностью, а главное – скудоумием.
Но главный герой не борется, а участвует в поддержке такой жизни. Он из категории людей «альфа», у которых есть доступность к властным структурам, влиятельные связи, высокий потребительский потенциал. Другие же категории или если говорить на наше время «слои общества», не могут позволить себе не то что качественную одежду или квартиру в хорошем районе – они, как и сегодня живут в гетто, скромно едят, много работают. Единственное, что их объединяет с «альфа», так это огромная информационная пуповина госдепа, те самые экраны, которые обязательно должны быть у всех. Разница лишь в том, какие трубы ты будешь иметь – шумные, бесшумные, цветные или с узорами – на любой вкус можно выбрать то, что убьет разум. В этом всем читается «Новый мир» Хаксли, но стоит последить за низшими слоями и государственными высотными имперско-устрашающими учреждениями, то сразу становится понятно, что они вдохновлены абсурдистскими произведениями Франца Кафки.
Выбираться из фальшивого мира наш герой может только во снах, в своих безграничных фантазиях, прервать которые может только будильник. Вот незадача, каждый сон вещает об одном – вечном сражении со злом за прекрасную даму, которая покорила сердце героя. Еще больше герой проникается чувством, когда замечает эту девушку в неблагополучном квартале и начинает поиски, как он думает – поиски любви, но на деле же он ищет истину.
Сэм Лаури – типичный представитель современного конформистского общества, где главное найти себе удобное место, порассуждать о своей работе, новой купленной вещи или машине. В «Бразилии» же люди очень часто говорят о вечной молодости, хвастаясь новыми операциями, а также их высоким статусом в обществе. При этом эти люди не замечают того, что город превратился в одну большую помойку, среди которой стоят как ветхие здания, так и новенькие небоскребы, их не волнует качество еды и то, что на улицах стоят аппараты с воздухом, а выгуливающим собакам заклеивают анус. Нет – все в порядке, ведь мы в этой системе пытаемся быть лучше, а все остальное нас не волнует. Ну говорят нам, что какие-то плохие повстанцы-террористы пытаются нарушить замечательный режим – правильно, что их убивают. Ну мы услышали какие-то слухи, что проводятся чистки – ну это просто кто-то хочет очернить систему. Нас даже не напрягают полицаи, наряженные в форму нацисткой германии – ну нормально же, все стильно, мы же не такие!
«Бразилия» – это прежде всего про слепоту режимщика, у которого еще есть укромное местечко, которое позволяет закрыть глаза на все ужасы системы. Этот режимщик будет жить и дальше, потому что не знает ни любви, ни реальных чувств, ни того, что он уже давно не человек – а машина, которая пишет бесконечные отчеты и ставит подписи без дополнительного размышления своей деятельности. Только сменив ракурс и оказавшись на месте подозреваемого, изменника, мечтателя – ты понимаешь истинный смысл жизни, силу чувств, даже если все это твоя выдумка.
В нашем мире, где гуманитарные науки – это тикток или пропагандистские материалы, которые никак не отражают ни духовный, ни моральный, ни эстетический смысл – мы начинаем строить бездушную и потребительскую систему, которая доведет нас до абсурдной дележки капитала. Возможно уже довела. Всем фантазерам будет легче – они умрут правыми. Жизнь остальных закончится так, как и началась – бессмысленно. До последнего человека, пока уже даже некому будет озвучить голос телеэкрана.