Я думала, что некоторое время назад исчерпала для себя тему «Бонсай или не бонсай». Но сегодня она опять возникла. Я наткнулась на информацию о книге «Поп-бонсай: забава с оформлением маленьких деревьев и растений» (Pop Bonsai: Fun with Arranging Small Trees and Plants). Автор - японская художница Лиза Тадзима (Lisa Tajima). Фотографии для книги сделал Хисаеси Осава (Hisayoshi Osawa). Книга написана в 2004 году и позже переведена на английский.
В отличие от классического бонсай, который воспроизводит природный пейзаж в миниатюре, pop bonsai призван в первую очередь с помощью деревьев и контейнеров подчеркнуть воображение и креативность людей, живущих современной жизнью.
Но и эти сроки не мгновенны – в популярном бонсай рекомендуется выращивать объекты «с нуля», до получения какой-либо задуманной формы нужен определенный период времени. При правильном уходе pop bonsai должен жить десятилетия. А как же сложно обеспечить существование деревьев в маленьких контейнерах.
Pop bonsai не ограничивает ни выбор растений, ни выбор предметов в качестве контейнера. Лиза использует гитары, мотоциклетные шлемы, чайники, ботинки, декоративную упаковку от продуктов, банки из-под пива и лимонада, бокалы для вина, яичную скорлупу.
Лиза Тадзима в 1980-х годах училась в колледже в США, в Нью-Йорке. Вернувшись в Японию, она несколько лет проработала музыкальным журналистом. Культура поп-арта была знакома этой творческой личности. В Японии она училась у мастера классического бонсай, но очень хотела самовыражения в этом искусстве. Так и появился новый визуальный стиль pop bonsai.
«…Лиза, она создатель «поп-бонсай», где все изобретается заново. Как и в случае с бонсай, неизвестно, является ли это искусством или дисциплиной, у каждого есть свое мнение. Но если анализировать то и другое - то, что делает Лиза Тадзима, я бы назвал искусством»
Вот еще одно очень яркое и ироничное описание поп-бонсай:
Лиза Тадзима объединила одно из самых скучных увлечений Японии с Энди Уорхолом и создала поп-бонсай. Типичный образ бонсай - это когда наемный работник приходит домой и меняет свой костюм и галстук на ножницы - и вымещает свои мирские разочарования на жалком, подстриженном до косточки «дереве»
Кажется, что pop bonsai для художницы – способ объединения и выражения в едином предмете ее разнообразных талантов. Она сама создает керамические горшки, используя необычные дизайны. Ее pop bonsai, а также «шагающие» и «наклоняющиеся» горшки были отмечены наградами на серьезных выставках бонсай.
«Я считаю, что горшок должен быть чем-то, что интегрируется в дерево, и результат должен быть гармоничным, чтобы мы не слишком закрывали глаза ни на горшок, ни на дерево, должно быть единство целого…»
Первая часть книги посвящена демонстрации творчества Лизы. Вторая часть показывает, что формируя pop bonsai, художники все равно будут опираться на основные принципы классического бонсай.
«Метод выращивания дерева одинаков, независимо от того, практикуете ли вы традиционный бонсай или популярный. Что отличается, так это то, как ты играешь или придаешь форму бонсай»
Но, несмотря на то, что бонсай лишь часть этого творческого процесса – деревья остаются главными объектами. Дерево должно оставаться живым, развиваться, поэтому инсталляция должна быть не только забавна и необычна с точки зрения самовыражения его создателя, но и технологична. «Упаковка» должна содержать в себе место и условия для сохранения дерева.
«Деревья живые, и они иногда заболевают, а это значит, что мы должны быть очень осторожны при уходе за ними и помогать им расти. Это самый сложный, но и самый интересный аспект. Они как домашние животные, но они никогда не просят еды. Когда у нас с ними очень хорошее общение, они выращивают цветы и фрукты, что приносит больше всего счастья»
Работа Лизы, оформленная в книгу, не остается незамеченной. Она вдохновляет, помогает многим найти свой путь в непростом увлечении бонсай.
«Они видят, что я нарушила «правила», и теперь они думают, что тоже могут это делать, что открывает им путь к выражению собственного творчества через бонсай»
В питомнике Сейкоу-эн (Seikou-en) в Сайтаме любителей учат создавать из недорогих материалов игривые, доступные бонсай, похожие на pop bonsai.
Других же вдохновляет дающее уверенность описание как выращивать очень маленькие бонсай. Вторая, «серьезная» часть книги начинается с описания того, из каких частей состоит растение и как они взаимодействуют при росте и созревании. И только потом – технологии посадки, ухода, формирования и др.
«Вдохновленный книгой «поп бонсай» Лизы Тадзима, <…> я приступил к изучению выращивания cупер мини-бонсай»:
Ссылку на книгу Лизы Тадзимы можно встретить во многих публикациях авторов, пишущих о бонсай. Я, например, встретила ее в публикации, где поп-бонсай классифицируется как Shito bonsai – бонсай высотой в несколько сантиметров. Глядя на эти творения, я отметила про себя как же трудно поддерживать нужный им режим. Мои мысли подтвердило рассуждение: «Бонсай Шито недолговечны <…> Затем их пересаживают и выращивают, чтобы они превратились в мамэ, или бонсай шохин, и на ближайшие годы начинается выращивание нового урожая шито».
Но, хочется верить, что будущее этого направления не в размерах объектов, а в творчестве, доступном каждому.
«Десять разных людей создадут десять разных поп-бонсай и продемонстрируют их, по меньшей мере, десятью различными способами»
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.