Найти тему
Беспорядочные путешествия

10 обычных для Филиппин вещей, которые кажутся нам странными

Оглавление

Дорогие читатели и гости данного блога!

Сегодня вас ждет очередная, уже 27-я по счету, статья на канале, посвященная необычным культурным и бытовым особенностям одной из зарубежных стран. Впрочем, необычными они могут показаться нам с вами, в то время как для коренных жителей страны являются вполне обыденными и нисколько не вызывают удивления. Ссылки на предыдущие публикации приведены в конце статьи, а сегодня у нас на очереди Филиппины, экзотическая островная страна в Юго-Восточной Азии с потрясающей природой, уникальной культурой, шумными мегаполисами и уединенными райскими пляжами. Филиппины одновременно и похожи на другие страны региона, и, как ни странно, радикально отличаются от них с точки зрения истории, традиций, религии, кухни и архитектуры. Сегодняшняя статья будет посвящена десяти наиболее ярким филиппинским особенностям, делающим эту азиатскую страну непохожей ни на одну другую, контрастной и противоречивой, а порой даже непохожей на саму себя.

Итак, поехали!

1. Испано-американское наследие

Не секрет, что Филиппины были открыты миру в XVI веке испанцами. И хотя цивилизация, основанная на смешении различных культур и народностей, сформировалась здесь задолго до того, точкой отсчета для филиппинской государственности служит 1521 год, когда испанская экспедиция во главе с Фернаном Магелланом высадилась на одном из 7 000 филиппинских островов. Испанский период в истории Филиппин растянулся более чем на три с половиной столетия и оставил после себя латиницу и широко распространенный испанский язык, испанские имена и топонимы, католическую религию (Филиппины – единственная католическая страна в Юго-Восточной Азии, а также третья после Бразилии и Мексики страна мира по количеству католиков), колониальную архитектуру и самобытную кухню, отличающуюся от соседних стран отсутствием остроты. Что и говорить, если даже свое название страна получила в честь испанского короля Филиппа II.

Но в 1898 году случилась испано-американская война, по итогам которой Филиппины, а также Гуам и Пуэрто-Рико, перешли под контроль США, после чего как ветром сдуло практически все испанское наследие. Нет, благо, никто не начал сносить старинные здания испанской эпохи и огульно переименовывать доставшиеся от испанцев названия. Но, например, английский язык всецело заменил испанский в быту и в официальной сфере. Сегодня он даже является вторым государственным на Филиппинах, и это несмотря на то, что страна получила независимость еще в 1946 году. Да и в целом вектор развития Филиппин даже спустя несколько десятилетий независимости можно назвать американским. Это ощущается в культуре, распространении фастфуда и многих американских брендов, популярности западной музыки и кино. А что до испанского наследия, то по сей день в публичном поле Филиппин нередко возникает вопрос смены официального названия страны, но до решительных действий дело пока так и не дошло.

2. Джипни

Еще одной яркой и в прямом, и в переносном смысле особенностью Филиппин, а также неочевидным проявлением американского наследия можно назвать автомобили джипни. Джипни – самый популярный вид общественного транспорта и маршрутных такси на Филиппинах, при этом почти не встречающийся нигде за пределами страны. После Второй мировой на Филиппинах осталось довольно много подержанных и зачастую уже не функционирующих американских военных джипов фирмы Jeep. И в то же время в стране, а в первую очередь в ее столице Маниле (к слову, одной из самых разрушенных столиц за всю войну, наряду с Берлином и Варшавой), наблюдалась катастрофическая нехватка общественного транспорта. В какой-то момент здешние умельцы смекнули, что для этой роли отлично подходят американские джипы, но не в своем стандартном виде, а, скажем так, в несколько модифицированном. Джипы начали разбирать, фактически распиливать надвое, удлинять несущую раму, а затем обшивать и красить. Оставалось только разместить внутри две вытянутых скамейки, и вот перед нами новенький, он же хорошо переработанный старенький, общественный транспорт.

Джипни довольно быстро завоевал популярность как в Маниле, так и по всей стране, на большинстве ее обитаемых островов. Не слишком удобные, относительно медленные и очень шумные джипни тем не менее отлично справлялись со своей главной функцией по перевозке людей и не только. Так, в городах они использовались в первую очередь в качестве общественного транспорта, а в сельской местности на джипни перевозили различные грузы, домашний скот и птицу. Спустя время джипни утратили связь с американскими автомобилями марки Jeep и начали изготовляться на основе корейских, японских и китайских машин. Сегодня по улицам одной только Манилы рассекают более 50 тысяч джипни, а их суммарное количество в Филиппинах попросту невозможно определить. Все дело в том, что промышленное производство джипни так и не было налажено. По сей день они собираются кустарным способом в небольших мастерских, без единой технологии, часто по индивидуальному заказу, на основе старых запчастей и штампованного кузова. А еще джипни в обязательном порядке разукрашиваются в яркие цвета и украшаются по личному вкусу владельца. Так что эти автомобили на филиппинских дорогах видно уже за версту. Впрочем, тарахтят они так громко, что слышно их становится еще раньше.

3. Трициклы

-3

В действительности во многих странах в мире одним из культурных символов становится то или иное средство передвижения или вид общественного транспорта, от тук-туков до поездов на магнитной подушке, от велорикш до монорельсов. Но уникальность Филиппин состоит еще и в том, что здесь распространены сразу два аутентичных вида транспорта, которые почти не встретить в других странах. Помимо джипни таковым на Филиппинах являются трициклы, трехколесные мотоциклы с кабиной (коляской). Многие сейчас наверняка вспомнят об «Ижах», «Уралах» и «Днепрах», еще не так давно в большом количестве встречавшихся на российских (советских) дорогах. Вот только у нас они уже давно превратились в транспортную экзотику, а на Филиппинах их аналоги по сей день чрезвычайно популярны. Здесь трициклы зачастую оборудованы корпусом с крышей, что крайне актуально как в сухой сезон с его нещадно палящим солнцем, так и в сезон дождей. Как и джипни, трициклы часто разрисованы или расписаны различными фразами, например, на религиозную тематику. Да, конечно, сюда в отличие от джипни не набьется несколько десятков пассажиров, но в качестве семейного транспортного средства или такси для одного-трех пассажиров они подходят отлично, да и стоят к тому же совсем недорого.

4. Социальное неравенство

-4

А между тем вопросы цен, достатка, зарплат и наличия рабочих мест крайне актуальны для Филиппин. И хотя сама страна активно развивается, а ключевые экономические показатели растут год от года, до всеобщего благосостояния здесь пока что весьма и весьма далеко. Так, четверть всего населения страны согласно официальной статистике проживает за чертой бедности. Если же брать во внимание субъективные критерии, в частности оценку местными жителями уровня собственных доходов, то здесь все еще критичнее: свыше 80% филиппинцев считают себя бедными или находящимися на пороге бедности. И даже если предположить, что кто-то чересчур критически оценил уровень собственного благосостояния, подобные настроения в обществе оптимистичными никак не назвать. Будучи обычным туристом, то и дело замечаешь многочисленные проявления бедственного положения местных жителей: целые районы, состоящие из трущоб, большое количество нищих и бездомных, грязь и мусор...

-5

Вот только Филиппины далеко не однородны, а к столице страны Маниле так и вовсе как нельзя лучше подходит набившее оскомину клише «город контрастов». Причем контрасты здесь без преувеличения разделяют считаные метры. Так, с одной стороны улицы могут располагаться натуральные трущобы, состоящие из покосившихся хибар, наспех возведенных из сподручных материалов, а с другой – многоэтажные офисные здания и торговые центры с люксовыми брендами. А на расстоянии пары станций метро здесь и вовсе могут параллельно сосуществовать буквально разные вселенные, жители которых никогда не пересекаются. Ну разве что одни выполняют роль обслуживающего персонала у других. Подобное социальное расслоение, пожалуй, можно увидеть разве что в Индии. Вот только на Филиппинах оно еще и закреплено законодательно: города здесь делятся на пять классов по уровню дохода их жителей, а переезд из одного в другой, в столицу прежде всего, служит своего рода синонимом продвижения по социальной лестнице.

5. Люди, живущие на картонках

-6

Следующий пункт по сути является продолжением предыдущего, но впечатлил он меня настолько сильно, что упомянуть его хотелось бы отдельно. Так, крайняя форма бедности на Филиппинах выражена в огромном количестве местных граждан, живущих прямо на улице, а в качестве их дома выступают ... картонные коробки. Живут так целыми семьями, в том числе с маленькими детьми, а порой даже с домашними животными. То есть у людей нет денег не то что на убогую лачугу в трущобах, а даже на матрас или палатку, чтобы хоть как-то наладить собственный быт. Все убранство – это картонная коробка из-под бытовой техники, а все пожитки помещаются в мешке. На что они живут, что едят и чем кормят детей, остается только догадываться... Причем встречаются такие «жилища» практически на всей территории Филиппин, и в столице, и даже на тропических островах, в стороне от фешенебельных отелей. Благо, хотя бы климат на территории Филиппин мягкий и позволяет спокойно находиться на улице круглый год. Хотя благо, конечно, сомнительное. Что и говорить, так жить люди не должны, со стороны все это смотрится весьма и весьма печально, и никак не добавляет оптимизма во время отдыха на островах.

6. Открывальщики дверей

-7

Следующая филиппинская особенность – следствие одновременно проблем с безопасностью и большого количества местных граждан, живущих в условиях крайней бедности. На Филиппинах распространена столь необычная профессия, как открывальщики дверей. Во многих государственных учреждениях, банках или ресторанах данное действие выполняет охранник. Зачастую еще и вооруженный. А вот в бюджетных заведениях, где подобная должность не предусмотрена, обязанность открывать посетителям двери нередко берут на себя некоторые не слишком богатые, но при этом предприимчивые граждане: безработные, нищие, иногда даже дети... На практике выглядит это следующим образом: заходишь ты в какое-нибудь кафе или магазины, а при входе на улице сидит филиппинец, который открывает тебе дверь, выходишь обратно – он снова открывает ее, но при этом уже просит отблагодарить его звонкой монетой. Так, недалеко от отеля в Маниле, где я останавливался, на картонке, прямо под дверью продуктового магазина жила целая семья, состоящая в том числе из маленьких детей. А отец семейства зарабатывал тем, что дни напролет открывал покупателям двери. Предпринимательство, что и говорить, сомнительное...

7. Няни и домработницы

-8

Но, конечно же, самая известная профессия, прославившая филиппинцев, а точнее главным образом филиппинок, это няни и домработницы, уборщицы по дому и сиделки. Понять, откуда произрастают корни данного феномена, не представляется возможным, но факт остается фактом: слава о филиппинках, как о крайне исполнительных, трудолюбивых, внимательных и бесконфликтных работницах по дому, уже давно разнеслась по всему миру и лишь продолжает множиться благодаря все новым положительным отзывам. Няни-филиппинки пользуются повышенным спросом во многих развитых (да, впрочем, и не только) странах, от США и Европы до Ближнего Востока и Китая. Ограниченный спрос есть даже в России, в первую очередь, конечно же, со стороны наших наиболее состоятельных соотечественников. Популярность филиппинских нянь обусловлена еще и тем, что многие из них в совершенстве говорят по-английски (кстати, по этой причине на Филиппинах размещены колл-центры многих компаний из англоязычных стран), благодаря чему воспитываемые ими дети с ранних лет могут начать осваивать иностранный язык. Добавьте сюда же чистоплотность, аккуратность, доброжелательность и весьма ограниченные требования по заработной плате, и вот перед вами идеальная кандидатка на должность няни.

8. Петушиные бои

-9

Что до традиционных филиппинских забав, которым местные жители отдают предпочтение в свободное от работы время, то здесь, конечно, стоит в первую очередь выделить петушиные бои, или сабонг, как их здесь называют. На Филиппинах эта забава, известная еще с античных времен, а сегодня запрещенная в большинстве стран мира, возведена едва ли не в культ национального вида спорта, превосходящего по популярности футбол, баскетбол и волейбол, вместе взятые. Практически в любом крупном городе на Филиппинах есть спортивная арена для проведения официальных петушиных боев по воскресеньям, неизменно привлекающих сотни и тысячи зрителей. Однако, многим филиппинцам «не хватает» одного дня в неделю, выделенного для этого азартного зрелища, в связи с чем по всей стране регулярно проводятся нелегальные петушиные бои, на подпольных аренах, среди городской застройки, в трущобах или сельской местности. Места проведения таких турниров держатся в секрете и часто меняются, поскольку их организаторам и участникам в случае обнаружения грозят крупные штрафы или даже заключение. Впрочем, деньги на подобных турнирах крутятся тоже немалые: многие зрители ставят едва ли не все свои накопления в надежде на то, что им наконец-то повезет, а победивший петух озолотит их.

Петухов, к слову, к подобным соревнованиям готовят без преувеличения всю жизнь: выращивают на специальных фермах, подбирают особый рацион и даже колют добавки, а еще мучают, чтобы сделать птиц более агрессивными и выносливыми. Стоит ли говорить, что законы о жестоком обращении с животными на Филиппинах попросту отсутствуют? Сами бои тоже представляют из себя зрелище не для слабонервных, петухов натаскивают и стравливают друг с другом, а также крепят к лапам остро наточенные лезвия. Сами бои длятся буквально одну-две минуту, а порой и несколько секунд, но куда более продолжителен предшествующий им процесс принятия ставок. За вечер происходит до трех десятков боев, и, как правило, к полуночи все действо завершается, чтобы через несколько дней повториться вновь. Петушиные бои представляют собой целую индустрию на Филиппинах: здесь есть свои петушиные селекционеры, тренеры петухов, хирурги и ветеринары, которые оперируют и лечат раненных птиц, а также настоящие бизнесмены, сколотившие целое состояние на проведении петушиных боев. Как долго на Филиппинах еще будут проводиться подобные мероприятия, сказать сложно, но, вероятно, однажды тенденции, связанные с гуманным обращением с животными (и птицами), доберутся и до этой экзотической страны.

9. Балут

-10

В продолжении петушиной (а точнее куриной) темы нельзя не упомянуть и об этом весьма любопытном, хотя и крайне неоднозначном, филиппинском гастрономическом изыске. Речь о популярном по всей стране блюде под названием балут, представляющем собой утиное (реже куриное или перепелиное) яйцо, выдержанные на протяжении двух-трех недель вплоть до созревания внутри зародыша птенца. То есть это уже как бы не совсем яйцо, но в то же время еще и не совсем птенец. И чем более выдержанные яйца, тем более сформировавшийся внутри них зародыш. Звучит мерзко, не правда ли? А вы представьте, каково на вкус. Но между тем балут – чрезвычайно популярная уличная еда на Филиппинах, популярная в первую очередь среди мужчин, поскольку, как здесь считают, придает мужскую силу. Хотя, разумеется, никаких научных подтверждений на эту тему, не существует. Кроме того, это дешевый и доступный источник белка, что весьма актуально для страны, в которой не доедает каждый третий житель.

Свежеприготовленный балут зачастую продается на улицах филиппинских городов по вечерам в одном и том же месте. Продавцы выставляют свои лотки на людных улицах и площадях, где помимо яиц предлагают покупателям различные приправы и соусы. Съедают (и частично выпивают) балут прямо на месте, а дальше идут по своим делам. Такой вот экзотический фастфуд. Сам я тоже во время посещения Филиппин отважился попробовать балут, чему посвящено видео на канале, но, честно признаюсь, на то, чтобы съесть все содержимое скорлупы, меня не хватило. А вот сами филиппинцы (а еще вьетнамцы и камбоджийцы) уплетают их с неподдельным аппетитом. Впрочем, в других странах балут практически не встретить. Как ни крути этичность употребления данного блюда подвергается серьезным сомнениям, но еда ли это является проблемой в стране, где самым популярным видом спорта служат петушиные бои.

10. Крупнейшие торговые центры

-11

Ну, и в качестве завершения, чтобы о Филиппинах и ее жителях не складывалось превратного впечатления. Ничто человеческое им, разумеется, не чуждо, а сама страна, хотя и чрезвычайно самобытна и экзотична, а также отчасти изолирована из-за своего островного положения, все же подвержена ключевым мировым веяниям и трендам. Одним из них, без сомнения, является культ потребления, любовь к шопингу и строительство огромных храмов торговли – моллов и гипермаркетов. И здесь Филиппины внезапно оказываются уж если не впереди планеты всей, то по крайне мере на лидирующих позициях. Так, например, еще в 2006 году, то есть почти два десятилетия назад, на Филиппинах открылся торговый центр с говорящим названием Молл Азии, которому по сей день принадлежит мировой рекорд по количеству магазинов и торговых точек. Их здесь более 3500! Впрочем, еще в середине 1980-х на Филиппинах открылся первый в мире торговый центр с более чем 1000(!) магазинов площадью 50 гектаров, или более 70 футбольных полей. На сегодняшний день среди 50 крупнейших мировых ТЦ сразу 8 находятся на территории Филиппин. Но и за их стенами многие улицы филиппинских городов представляют собой бесконечные базары с шумной торговлей, сотнями продавцов и тысячами покупателей. И как полная противоположность им – райские пляжи с белоснежным песком, пальмами и лазурной водой. Что и говорить, настоящая страна контрастов.

И на этом о Филиппинах на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно!

Буду очень рад, если вы подпишетесь. Впереди еще много интересного!

Предыдущие статьи о «10 обычных вещах...»