Дорогие читатели и гости данного блога!
Сегодня вас ждет очередная, уже 27-я по счету, статья на канале, посвященная необычным культурным и бытовым особенностям одной из зарубежных стран. Впрочем, необычными они могут показаться нам с вами, в то время как для коренных жителей страны являются вполне обыденными и нисколько не вызывают удивления. Ссылки на предыдущие публикации приведены в конце статьи, а сегодня у нас на очереди Филиппины, экзотическая островная страна в Юго-Восточной Азии с потрясающей природой, уникальной культурой, шумными мегаполисами и уединенными райскими пляжами. Филиппины одновременно и похожи на другие страны региона, и, как ни странно, радикально отличаются от них с точки зрения истории, традиций, религии, кухни и архитектуры. Сегодняшняя статья будет посвящена десяти наиболее ярким филиппинским особенностям, делающим эту азиатскую страну непохожей ни на одну другую, контрастной и противоречивой, а порой даже непохожей на саму себя.
Итак, поехали!
1. Испано-американское наследие
Не секрет, что Филиппины были открыты миру в XVI веке испанцами. И хотя цивилизация, основанная на смешении различных культур и народностей, сформировалась здесь задолго до того, точкой отсчета для филиппинской государственности служит 1521 год, когда испанская экспедиция во главе с Фернаном Магелланом высадилась на одном из 7 000 филиппинских островов. Испанский период в истории Филиппин растянулся более чем на три с половиной столетия и оставил после себя латиницу и широко распространенный испанский язык, испанские имена и топонимы, католическую религию (Филиппины – единственная католическая страна в Юго-Восточной Азии, а также третья после Бразилии и Мексики страна мира по количеству католиков), колониальную архитектуру и самобытную кухню, отличающуюся от соседних стран отсутствием остроты. Что и говорить, если даже свое название страна получила в честь испанского короля Филиппа II.
Но в 1898 году случилась испано-американская война, по итогам которой Филиппины, а также Гуам и Пуэрто-Рико, перешли под контроль США, после чего как ветром сдуло практически все испанское наследие. Нет, благо, никто не начал сносить старинные здания испанской эпохи и огульно переименовывать доставшиеся от испанцев названия. Но, например, английский язык всецело заменил испанский в быту и в официальной сфере. Сегодня он даже является вторым государственным на Филиппинах, и это несмотря на то, что страна получила независимость еще в 1946 году. Да и в целом вектор развития Филиппин даже спустя несколько десятилетий независимости можно назвать американским. Это ощущается в культуре, распространении фастфуда и многих американских брендов, популярности западной музыки и кино. А что до испанского наследия, то по сей день в публичном поле Филиппин нередко возникает вопрос смены официального названия страны, но до решительных действий дело пока так и не дошло.
2. Джипни
Еще одной яркой и в прямом, и в переносном смысле особенностью Филиппин, а также неочевидным проявлением американского наследия можно назвать автомобили джипни. Джипни – самый популярный вид общественного транспорта и маршрутных такси на Филиппинах, при этом почти не встречающийся нигде за пределами страны. После Второй мировой на Филиппинах осталось довольно много подержанных и зачастую уже не функционирующих американских военных джипов фирмы Jeep. И в то же время в стране, а в первую очередь в ее столице Маниле (к слову, одной из самых разрушенных столиц за всю войну, наряду с Берлином и Варшавой), наблюдалась катастрофическая нехватка общественного транспорта. В какой-то момент здешние умельцы смекнули, что для этой роли отлично подходят американские джипы, но не в своем стандартном виде, а, скажем так, в несколько модифицированном. Джипы начали разбирать, фактически распиливать надвое, удлинять несущую раму, а затем обшивать и красить. Оставалось только разместить внутри две вытянутых скамейки, и вот перед нами новенький, он же хорошо переработанный старенький, общественный транспорт.
Джипни довольно быстро завоевал популярность как в Маниле, так и по всей стране, на большинстве ее обитаемых островов. Не слишком удобные, относительно медленные и очень шумные джипни тем не менее отлично справлялись со своей главной функцией по перевозке людей и не только. Так, в городах они использовались в первую очередь в качестве общественного транспорта, а в сельской местности на джипни перевозили различные грузы, домашний скот и птицу. Спустя время джипни утратили связь с американскими автомобилями марки Jeep и начали изготовляться на основе корейских, японских и китайских машин. Сегодня по улицам одной только Манилы рассекают более 50 тысяч джипни, а их суммарное количество в Филиппинах попросту невозможно определить. Все дело в том, что промышленное производство джипни так и не было налажено. По сей день они собираются кустарным способом в небольших мастерских, без единой технологии, часто по индивидуальному заказу, на основе старых запчастей и штампованного кузова. А еще джипни в обязательном порядке разукрашиваются в яркие цвета и украшаются по личному вкусу владельца. Так что эти автомобили на филиппинских дорогах видно уже за версту. Впрочем, тарахтят они так громко, что слышно их становится еще раньше.
3. Трициклы
В действительности во многих странах в мире одним из культурных символов становится то или иное средство передвижения или вид общественного транспорта, от тук-туков до поездов на магнитной подушке, от велорикш до монорельсов. Но уникальность Филиппин состоит еще и в том, что здесь распространены сразу два аутентичных вида транспорта, которые почти не встретить в других странах. Помимо джипни таковым на Филиппинах являются трициклы, трехколесные мотоциклы с кабиной (коляской). Многие сейчас наверняка вспомнят об «Ижах», «Уралах» и «Днепрах», еще не так давно в большом количестве встречавшихся на российских (советских) дорогах. Вот только у нас они уже давно превратились в транспортную экзотику, а на Филиппинах их аналоги по сей день чрезвычайно популярны. Здесь трициклы зачастую оборудованы корпусом с крышей, что крайне актуально как в сухой сезон с его нещадно палящим солнцем, так и в сезон дождей. Как и джипни, трициклы часто разрисованы или расписаны различными фразами, например, на религиозную тематику. Да, конечно, сюда в отличие от джипни не набьется несколько десятков пассажиров, но в качестве семейного транспортного средства или такси для одного-трех пассажиров они подходят отлично, да и стоят к тому же совсем недорого.
4. Социальное неравенство
А между тем вопросы цен, достатка, зарплат и наличия рабочих мест крайне актуальны для Филиппин. И хотя сама страна активно развивается, а ключевые экономические показатели растут год от года, до всеобщего благосостояния здесь пока что весьма и весьма далеко. Так, четверть всего населения страны согласно официальной статистике проживает за чертой бедности. Если же брать во внимание субъективные критерии, в частности оценку местными жителями уровня собственных доходов, то здесь все еще критичнее: свыше 80% филиппинцев считают себя бедными или находящимися на пороге бедности. И даже если предположить, что кто-то чересчур критически оценил уровень собственного благосостояния, подобные настроения в обществе оптимистичными никак не назвать. Будучи обычным туристом, то и дело замечаешь многочисленные проявления бедственного положения местных жителей: целые районы, состоящие из трущоб, большое количество нищих и бездомных, грязь и мусор...
Вот только Филиппины далеко не однородны, а к столице страны Маниле так и вовсе как нельзя лучше подходит набившее оскомину клише «город контрастов». Причем контрасты здесь без преувеличения разделяют считаные метры. Так, с одной стороны улицы могут располагаться натуральные трущобы, состоящие из покосившихся хибар, наспех возведенных из сподручных материалов, а с другой – многоэтажные офисные здания и торговые центры с люксовыми брендами. А на расстоянии пары станций метро здесь и вовсе могут параллельно сосуществовать буквально разные вселенные, жители которых никогда не пересекаются. Ну разве что одни выполняют роль обслуживающего персонала у других. Подобное социальное расслоение, пожалуй, можно увидеть разве что в Индии. Вот только на Филиппинах оно еще и закреплено законодательно: города здесь делятся на пять классов по уровню дохода их жителей, а переезд из одного в другой, в столицу прежде всего, служит своего рода синонимом продвижения по социальной лестнице.
5. Люди, живущие на картонках
Следующий пункт по сути является продолжением предыдущего, но впечатлил он меня настолько сильно, что упомянуть его хотелось бы отдельно. Так, крайняя форма бедности на Филиппинах выражена в огромном количестве местных граждан, живущих прямо на улице, а в качестве их дома выступают ... картонные коробки. Живут так целыми семьями, в том числе с маленькими детьми, а порой даже с домашними животными. То есть у людей нет денег не то что на убогую лачугу в трущобах, а даже на матрас или палатку, чтобы хоть как-то наладить собственный быт. Все убранство – это картонная коробка из-под бытовой техники, а все пожитки помещаются в мешке. На что они живут, что едят и чем кормят детей, остается только догадываться... Причем встречаются такие «жилища» практически на всей территории Филиппин, и в столице, и даже на тропических островах, в стороне от фешенебельных отелей. Благо, хотя бы климат на территории Филиппин мягкий и позволяет спокойно находиться на улице круглый год. Хотя благо, конечно, сомнительное. Что и говорить, так жить люди не должны, со стороны все это смотрится весьма и весьма печально, и никак не добавляет оптимизма во время отдыха на островах.
6. Открывальщики дверей
Следующая филиппинская особенность – следствие одновременно проблем с безопасностью и большого количества местных граждан, живущих в условиях крайней бедности. На Филиппинах распространена столь необычная профессия, как открывальщики дверей. Во многих государственных учреждениях, банках или ресторанах данное действие выполняет охранник. Зачастую еще и вооруженный. А вот в бюджетных заведениях, где подобная должность не предусмотрена, обязанность открывать посетителям двери нередко берут на себя некоторые не слишком богатые, но при этом предприимчивые граждане: безработные, нищие, иногда даже дети... На практике выглядит это следующим образом: заходишь ты в какое-нибудь кафе или магазины, а при входе на улице сидит филиппинец, который открывает тебе дверь, выходишь обратно – он снова открывает ее, но при этом уже просит отблагодарить его звонкой монетой. Так, недалеко от отеля в Маниле, где я останавливался, на картонке, прямо под дверью продуктового магазина жила целая семья, состоящая в том числе из маленьких детей. А отец семейства зарабатывал тем, что дни напролет открывал покупателям двери. Предпринимательство, что и говорить, сомнительное...
7. Няни и домработницы
Но, конечно же, самая известная профессия, прославившая филиппинцев, а точнее главным образом филиппинок, это няни и домработницы, уборщицы по дому и сиделки. Понять, откуда произрастают корни данного феномена, не представляется возможным, но факт остается фактом: слава о филиппинках, как о крайне исполнительных, трудолюбивых, внимательных и бесконфликтных работницах по дому, уже давно разнеслась по всему миру и лишь продолжает множиться благодаря все новым положительным отзывам. Няни-филиппинки пользуются повышенным спросом во многих развитых (да, впрочем, и не только) странах, от США и Европы до Ближнего Востока и Китая. Ограниченный спрос есть даже в России, в первую очередь, конечно же, со стороны наших наиболее состоятельных соотечественников. Популярность филиппинских нянь обусловлена еще и тем, что многие из них в совершенстве говорят по-английски (кстати, по этой причине на Филиппинах размещены колл-центры многих компаний из англоязычных стран), благодаря чему воспитываемые ими дети с ранних лет могут начать осваивать иностранный язык. Добавьте сюда же чистоплотность, аккуратность, доброжелательность и весьма ограниченные требования по заработной плате, и вот перед вами идеальная кандидатка на должность няни.
8. Петушиные бои
Что до традиционных филиппинских забав, которым местные жители отдают предпочтение в свободное от работы время, то здесь, конечно, стоит в первую очередь выделить петушиные бои, или сабонг, как их здесь называют. На Филиппинах эта забава, известная еще с античных времен, а сегодня запрещенная в большинстве стран мира, возведена едва ли не в культ национального вида спорта, превосходящего по популярности футбол, баскетбол и волейбол, вместе взятые. Практически в любом крупном городе на Филиппинах есть спортивная арена для проведения официальных петушиных боев по воскресеньям, неизменно привлекающих сотни и тысячи зрителей. Однако, многим филиппинцам «не хватает» одного дня в неделю, выделенного для этого азартного зрелища, в связи с чем по всей стране регулярно проводятся нелегальные петушиные бои, на подпольных аренах, среди городской застройки, в трущобах или сельской местности. Места проведения таких турниров держатся в секрете и часто меняются, поскольку их организаторам и участникам в случае обнаружения грозят крупные штрафы или даже заключение. Впрочем, деньги на подобных турнирах крутятся тоже немалые: многие зрители ставят едва ли не все свои накопления в надежде на то, что им наконец-то повезет, а победивший петух озолотит их.
Петухов, к слову, к подобным соревнованиям готовят без преувеличения всю жизнь: выращивают на специальных фермах, подбирают особый рацион и даже колют добавки, а еще мучают, чтобы сделать птиц более агрессивными и выносливыми. Стоит ли говорить, что законы о жестоком обращении с животными на Филиппинах попросту отсутствуют? Сами бои тоже представляют из себя зрелище не для слабонервных, петухов натаскивают и стравливают друг с другом, а также крепят к лапам остро наточенные лезвия. Сами бои длятся буквально одну-две минуту, а порой и несколько секунд, но куда более продолжителен предшествующий им процесс принятия ставок. За вечер происходит до трех десятков боев, и, как правило, к полуночи все действо завершается, чтобы через несколько дней повториться вновь. Петушиные бои представляют собой целую индустрию на Филиппинах: здесь есть свои петушиные селекционеры, тренеры петухов, хирурги и ветеринары, которые оперируют и лечат раненных птиц, а также настоящие бизнесмены, сколотившие целое состояние на проведении петушиных боев. Как долго на Филиппинах еще будут проводиться подобные мероприятия, сказать сложно, но, вероятно, однажды тенденции, связанные с гуманным обращением с животными (и птицами), доберутся и до этой экзотической страны.
9. Балут
В продолжении петушиной (а точнее куриной) темы нельзя не упомянуть и об этом весьма любопытном, хотя и крайне неоднозначном, филиппинском гастрономическом изыске. Речь о популярном по всей стране блюде под названием балут, представляющем собой утиное (реже куриное или перепелиное) яйцо, выдержанные на протяжении двух-трех недель вплоть до созревания внутри зародыша птенца. То есть это уже как бы не совсем яйцо, но в то же время еще и не совсем птенец. И чем более выдержанные яйца, тем более сформировавшийся внутри них зародыш. Звучит мерзко, не правда ли? А вы представьте, каково на вкус. Но между тем балут – чрезвычайно популярная уличная еда на Филиппинах, популярная в первую очередь среди мужчин, поскольку, как здесь считают, придает мужскую силу. Хотя, разумеется, никаких научных подтверждений на эту тему, не существует. Кроме того, это дешевый и доступный источник белка, что весьма актуально для страны, в которой не доедает каждый третий житель.
Свежеприготовленный балут зачастую продается на улицах филиппинских городов по вечерам в одном и том же месте. Продавцы выставляют свои лотки на людных улицах и площадях, где помимо яиц предлагают покупателям различные приправы и соусы. Съедают (и частично выпивают) балут прямо на месте, а дальше идут по своим делам. Такой вот экзотический фастфуд. Сам я тоже во время посещения Филиппин отважился попробовать балут, чему посвящено видео на канале, но, честно признаюсь, на то, чтобы съесть все содержимое скорлупы, меня не хватило. А вот сами филиппинцы (а еще вьетнамцы и камбоджийцы) уплетают их с неподдельным аппетитом. Впрочем, в других странах балут практически не встретить. Как ни крути этичность употребления данного блюда подвергается серьезным сомнениям, но еда ли это является проблемой в стране, где самым популярным видом спорта служат петушиные бои.
10. Крупнейшие торговые центры
Ну, и в качестве завершения, чтобы о Филиппинах и ее жителях не складывалось превратного впечатления. Ничто человеческое им, разумеется, не чуждо, а сама страна, хотя и чрезвычайно самобытна и экзотична, а также отчасти изолирована из-за своего островного положения, все же подвержена ключевым мировым веяниям и трендам. Одним из них, без сомнения, является культ потребления, любовь к шопингу и строительство огромных храмов торговли – моллов и гипермаркетов. И здесь Филиппины внезапно оказываются уж если не впереди планеты всей, то по крайне мере на лидирующих позициях. Так, например, еще в 2006 году, то есть почти два десятилетия назад, на Филиппинах открылся торговый центр с говорящим названием Молл Азии, которому по сей день принадлежит мировой рекорд по количеству магазинов и торговых точек. Их здесь более 3500! Впрочем, еще в середине 1980-х на Филиппинах открылся первый в мире торговый центр с более чем 1000(!) магазинов площадью 50 гектаров, или более 70 футбольных полей. На сегодняшний день среди 50 крупнейших мировых ТЦ сразу 8 находятся на территории Филиппин. Но и за их стенами многие улицы филиппинских городов представляют собой бесконечные базары с шумной торговлей, сотнями продавцов и тысячами покупателей. И как полная противоположность им – райские пляжи с белоснежным песком, пальмами и лазурной водой. Что и говорить, настоящая страна контрастов.
И на этом о Филиппинах на сегодня все. Спасибо, что дочитали! Надеюсь, было интересно!
Буду очень рад, если вы подпишетесь. Впереди еще много интересного!