Этот особняк называют в городе дворцом. Увенчанные колоннами террасы на каждом из четырёх этажей - явный признак чьих-то прихотливых вкусов. Правда, сегодня здание может похвастаться лишь дырявой крышей, сквозняками, которые гуляют в разорённых комнатах, и лужами дождевой воды, скопившимися на парадной мраморной лестнице. Его бывшего высокопоставленного владельца давно нет в живых, а поселившимся здесь сквоттерам не до красоты. Лучшее, что они могут сделать это продать уцелевшие предметы обихода на местном рынке, чем и занимаются по мере возможности.
Харпер - не главный город Либерии. Но пережить взлет и лучшие времена ему все же довелось, причем дважды.
Этот кусок суши в Западной Африке стал лишь одним из мест, которые Американское колонизационное общество выбрало в качестве новой территории проживания освобожденных американских рабов. Аболиционизм в начале 19 века стал трендом. Считающее себя прагматиками белые плантаторы стремилось избавить страну от неконтролируемого роста чернокожих соотечественников. И как вариант была принята идея возвращения их на историческую родину, точнее континент.
Под это были выделены немалые средства как со стороны отдельных штатов, так и со стороны центрального правительства. И уже 1847 году новые переселенцы провозгласили независимость Республики Либерия.
Практические все основы нового государства были взяты ими из предыдущего опыта: конституция как в США, флаг почти американский...
Нынешний Харпер стал детищем колонизационного общества штата Мэриленд. И поначалу ни о каком единстве с Либерией белые отцы-основатели не помышляли. Наряду с "очищением" Америки от чернокожих, этим переселением они пытались решать еще и экономические задачи. Автономная Республика Мэриленд подходила для этого гораздо больше. А Харпер стал её столицей
Сами переселенцы получив возможность разделять и властвовать поначалу конечно следовали рекомендациям заокеанских спонсоров. Но чем дальше, тем больше входили во вкус. На вооружение взяли не только символы и ключевые документы США, но и методы, которыми долгое время удерживалась система рабовладения.
Здесь в Африке бывшие рабы пустили их в дело уже по отношению к коренным жителям. Образование, институты власти, финансовая система и другие возможности оказались исключительно в их в руках. Поэтому очень скоро назрел конфликт с местными племенами. А поскольку защититься даже от архаично вооруженных формирований туземцев малому государству куда сложнее чем большому, то в 1857 году пришлось принести независимость в жертву безопасности - Мэриленд вошел в состав Либерии.
Во второй раз эпоха расцвета пришла в Харпер вместе с избранием Уильяма Табмена президентом Либерии. Рожденный здесь от переселенцев новый глава государства серьёзно ничего так и не изменил в системе власти. Объявленная им в 1944 году политика национальной унификации, которая должна была сгладить противоречия коренных африканцев и американо-либерийцев, предоставление коренным жителям избирательного права - всё было напрасно. Вторые по-прежнему были на первыми.
Зато Табмен очень заботился о родном городе. Тот самый дворец тоже его рук дело. На здании до сих пор можно увидеть инициалы WVST, что значит Уильям Ваканарат Шадрак Табман.
Война вспыхнувшая вскоре после смерти бессменного лидера, пожалуй, лучшая иллюстрация того, чем закончились 27 лет его правления. Раздираемая гражданским конфликтом страна буквально погрузилась в безвременье. Все убивали всех и порой с максимальной жестокостью, с пытками. Нынешний Харпер - всего лишь один из фрагментов этого бессмысленного кровопролития.
К счастью в нём можно разглядеть не только разруху и руины, но и чудом сохранившийся колорит свободной страны созданной бывшими рабами. Здесь причудливо сочетаются Центр африканской культуры имени Табмана, его же бюст, медленно разрушающийся дворец и храм масонов. Удивительно, но масонство по мнению тех, кто строил государственность Либерии, было чуть ли не одной из фундаментальных основ власти.
В сущности все эти автократы до противного похожи. Просто у одних это политбюро, у других тайная ложа, у кого-то еще Совет безопасности при президенте.