А что вы мне скажите на то, что гостиница Сасс в Барнауле жива и поныне? Большинство из тех, кто что-то о такой слышал, конечно, усомнится. А я попытаюсь вас в этом переубедить.
В моем повествовании будет два главных героя – Ксения Петровна Сасс и Исаак Давидович (Иван Данилович) Розен.
Для начала немного о них.
Ксения Петровна Сасс – томская мещанка. Занималась гостиничным делом. Первым ее заведением в Барнауле до 1908 года стали меблированные комнаты, которые она открыла в арендованных помещениях дома Флягиных по Большой Тобольской улице (ныне это дом по ул. Толстого № 23). Кстати говоря, до нее в этом же самом доме существовала гостиница самого хозяина здания – Флягина, а потом, очень кратковременно, гостиница Вершинина.
Исаак Давидович Розен – томский мещанин. На 1909-1910 гг. служил управляющим хлеботорговлей и пароходной конторой фирмы "Фуксман Г.И.". На 1913-1915 гг. состоял заведующим бюро Соединенной Пароходной компании. Владелец недвижимости в Барнауле. К февралю 1919 г. владел чайной 3-го разряда по ул. Пушкинской № 32. Имел низшее образование. Жена – Сара Григорьевна.
Итак, в мае 1908 года К.П. Сасс закончила строительство собственной трехэтажной с балконами центральной гостиницы "Европа" по Пушкинской улице № 44. Это была, пожалуй, самая дорогая и большая гостиница города того времени на 40 меблированных номеров, оборудованных ванными и телефоном. На первом этаже размещался ресторан. К дому было подведено электричество. Однако такой большой гостиничный «формат» госпожа Сасс, видимо, не потянула и в 1911 году продала свою гостиницу мещанину И.Д. Розену. Розен сам гостиничным делом не занимался, а сдавал помещения здания в аренду. На 1912 год гостиницу арендовал Иван Степанович Нехорошев и называлась она тогда "Большая Московская". В качестве гарантии, все имущество гостиницы находилось в залоге у Розена. Управляющим гостиницей тогда служил Аркадий Александрович Мечерет. Новое название не прижилось. Все всё равно меж собой звали ее «Европой» и к концу 1912 года Нехорошев вернул гостинице прежнее название.
15.06.1915 года вся обстановка гостиницы (венская мебель, мягкая мебель, обитая плюшем, столы письменные, ломберные, преддиванные, столовые, столики, гардеробные шкафы, кровати, умывальники, ванны, вешалки, зеркала, шторы, карнизы, драпри, мелкие вещи, столовая посуда и предметы сервировки, столовое белье, кухонная посуда), принадлежащая умершему Ивану Степановичу Нехорошеву, было выставлено на публичных торгах в счет долгов прежнего хозяина перед И.Д. Розеном и ТД "Братья Ворсины". К июню 1915 года вся мебель в гостинице была обновлена, и гостиница вновь приняла посетителей.
Помимо гостиничного дела, в 1913-1915 гг. в помещении гостиницы «Европа» размещалась французская кондитерская и кофейня торгового дома «Ярослав Иванович Сарцевич и Ко», производившая конфеты, мармелад, монпансье, торты, мороженое. При кофейне находились 4 бильярда. Впрочем, в июле 1915 года Сарцевичем было принято решение ликвидировать дело и все это имущество было выставлено на продажу, которая безуспешно длилась до самого 1917 года, когда с 09.02.1917 года на нижнем этаже "Европы" открылось "Кафе де Пари" Леонида Яковлевича Мусницкого с бильярдами и оркестром. Распорядителем при новом кафе стал служить Николай Михайлович Паршин.
Здание гостиницы «Европа» основательно пострадало в пожаре 1917 года. Летом 1918 года сгоревший дом был арендован уездной земской управой, которая за свой счет провела его капитальный ремонт и заняла верхний этаж, а первый и второй этажи здания были отданы под военный госпиталь. С приходом Советской власти здание было национализировано и переименовано в гостиницу "Комхоз". Сегодня мы его уже не увидим - здание было снесено в середине 1970-х годов, а сейчас на этом месте пустырь.
А между тем, К.П. Сасс после продажи «Европы» Розену из Барнаула не уехала, а выкупила на той же Пушкинской улице, практически соседнее здание под № 40 – каменный дом крестьянина Екатеринбургского уезда Пермской губернии Ивана Дмитриевича Ма(о)шарова. К моменту покупки в 1911 году зданием владела жена Мошарова - Александра Романовна. ВО вновь приобретенном доме Сасс открывает «Центральную» гостиницу, которая работала по 1914 год. По всей видимости, в связи с началом войны с Германией ее хозяйка съезжает из Барнаула, а гостиница, сменив и владельца и вывеску, стала называться "Франция". Ее новой хозяйкой становится Татьяна Никитична Иванова, правда, недолго. В том же году гостиницу выкупил Ефим Федорович Смирнов. Теперь в народе ее стали называть «номерами Смирнова (или Смирновой - его жены)».
С ноября 1914 года, в связи с отъездом и болезнью, семья Смирновых спешно пыталась продать гостиницу, но получилось это только к 1916 году. В 1916 году гостиница получила свое новое название - "Алтайское подворье". Гостиница, как и все дома в округе пострадало в пожаре 1917 года, потеряв верхний деревянный этаж. Но в последствии (прим. в 1929 году) было восстановлено и сейчас это здание по улице Пушкина № 50. Впрочем, ничего старинного там сейчас туристам и экскурсантам не показать, за исключением торцевой стороны. Именно в торце здания есть доказательство дореволюционного прошлого здания – сохранившаяся брандмауэрная кирпичная стена.
Есть желание – прогуляйтесь к дому гостиницы «Центральная» госпожи Сасс. А как оно выглядело до революции – на фотоснимке ниже.