Найти в Дзене

На что смотрим?

Я как-то наткнулась на списки книг, рекомендуемых к прочтению теми или иными известными личностями. Среди них был перечень от Невзорова, и, внимание, там не было художественной литературы. Вообще.

Александр Глебович объясняет это тем, что романы портят мышление и речь. Раньше оплата была постраничной: чем больше текста - тем больше деняк, потому авторам было выгодно растягивать произведения. А читатель, в свою очередь, легко может перенять манеру изложения, лишившись при этом способности выражаться лаконично.

И пока Толстой, Солженицын, Пруст и прочие ворочаются в своих гробах, хочу заметить, что в одном Невзоров точно прав - нам свойственно перенимать и копировать. Причем не только манеру речи. И это можно и нужно использовать.

Короче говоря, во всяких кругах, профессиональных, творческих и иже с ними, существует такое понятие, как насмотренность. Определим её как накопленный опыт восприятия.

Когда я училась фотографии, мне казались красивыми практически любые кадры, сделанные не совсем уж через одно место. И свои собственные работы я оценивала, соответственно, с той же колокольни. Спустя время, когда я увидела, что можно делать иначе, появилось деление на "хорошо" и "плохо" (это я, конечно, грубо выражаюсь). И спустя ещё какое-то время я уже могла объяснить почему что-то хорошо, а что-то - нет.

Как-то так выглядели мои сохраненки в самом начале
Как-то так выглядели мои сохраненки в самом начале

Так вот, я лично убеждена, что это произошло именно благодаря тому, что я непрерывно расширяла свой кругозор, глазея на чужие работы, в том числе и на живопись. Сложно на словах и на пальцах объяснить, как этот процесс работает, но он точно работает.

Мозг находит в своих глубинках среди тысячи шаблонов подходящий и говорит: эй, попробуй использовать этот ракурс/художественный приём/аккорд. По сути мы просто ЗНАЕМ, как можно сделать. Безумно круто.

Спустя пару месяцев. Потом я перестала сохранять готовые работы и на остальных досках можно найти только отдельные детали - где-то классное сочетание цветов, где-то - красивый изгиб руки. А потом я вообще перестала использовать сервис для поиска вдохновения и только создавала на нем мудборды
Спустя пару месяцев. Потом я перестала сохранять готовые работы и на остальных досках можно найти только отдельные детали - где-то классное сочетание цветов, где-то - красивый изгиб руки. А потом я вообще перестала использовать сервис для поиска вдохновения и только создавала на нем мудборды

Чем ещё полезна насмотренность:

  • мы в целом знакомимся с индустрией (напомню, что я привожу примеры из фотографии, но аналогичным образом работает эта механика в других творческих сферах) - узнаем интересных авторов, например;
  • потихонечку, начиная следить за упомянутыми выше авторами, "ловим" тренды (если это ребята из Европы - есть маленький шанс в странах СНГ запрыгнуть в первый вагон, так сказать).

Навредить она тоже может на первых порах, когда мы еще не понимаем, что есть хорошо. Поэтому очень важно, чтобы в вашей ленте было разнообразие.

Куда смотреть?

Тут важно понять, на что вы, собственно, хотите смотреть.

Я в основном занималась портретной съёмкой и чаще всего, так уж вышло, работала с модельными школами. Так вот, чтобы с этим справляться, я отслеживала, какие тесты публикуют топовые агентства.

Начать, если вы фотограф, можно по классике - с Pinterest. Но предупреждаю, чепухи там тоже немало, то есть КПД работы с сервисом не 100%. Кроме того, Pinterest формирует ленту, основываясь на том, что вы добавили к себе - значит, велик риск получить однотипную подборку и нулевое развитие. Но это хорошая практика именно для того, чтобы понять, а какими вообще бывают фотографии.

Плюсом я следила за фэшн-фотографами, которых находила, в основном, через журналы, и зависала на сайте fashioneditorials - там публикуют, соответственно, актуальные эдиториалы; и всё по той же схеме: понравился проект - нашла автора - пошла с ним знакомиться.

Но! Если вы хотите, например, снимать котиков - не нужно уделять много внимания портретам, это вам не особенно пригодится. Ищите тех, кто круто работает с животными, и ими вдохновляйтесь. Важен опыт восприятия именно в том ключе, в котором вы собираетесь что-то создавать. Авторы есть в любой сфере, точно говорю.

Соответственно, если вы вообще не фотограф, а маркетолог - идите смотреть не на фоточки, а на крутые рекламные проекты. Если вы журналист - читайте запоем издания, публикующие статьи в нужном вам стиле. ETC.

Очень советую ввернуться во все круги вашей индустрии - походить на мероприятия, повступать в соц.сети. В них очень часто люди говорят о тех, за кем стоит следить.

Ну и, конечно, стоит внимательно ознакомиться с классикой жанра. Тот же треугольник Рембрандта в классическом портрете используют активно до сих пор.

Тот самый треугольник Рембрандта на работе, собственно, самого Рембрандта
Тот самый треугольник Рембрандта на работе, собственно, самого Рембрандта

Важно! На мой взгляд, ориентироваться лучше на запад - туда тренды доходят как-то быстрее и в целом авторов там искать проще.

Короче говоря, процесс долгий, но главное пару раз наткнуться на крутые работы, а дальше всё как по маслу.

Подытожим:

  • уделяйте внимание качественным ресурсам, публикующим работы в вашей сфере;
  • следите за авторами, на которых хотите быть похожи (хорошего автора, кстати, зачастую можно определить банально по его популярности);
  • знакомьтесь с классикой.

Как смотреть

Для начала - просто смотрите. Или читайте. Или слушайте. Это легко и приятно.

Постепенно начинайте отслеживать разнообразие материала - старайтесь знакомиться с разными стилистиками и не зацикливаться.

А потом - самое интересное - начинайте анализировать. Зацепил вас некий материал - остановитесь и подумайте, чем именно. Я серьёзно. Вглядывайтесь, размышляйте. Потратьте 5, 10, 30 минут, но постарайтесь определить, во-первых, что понравилось именно вам, во-вторых - какие вообще приёмы использует автор. Такая расчленёнка очень помогает в целом понять, из чего состоит готовый продукт. Знакомая художница в галереях всегда вглядывалась в картины так, что охранники начинали нервничать - она изучала, как лежат мазки. Всем советую делать так же.

Аналогичным образом можно разбирать на кусочки и те произведения, которые вам НЕ нравятся - объясняйте себе, что не так. Но для этого, честно говоря, нужно в разы больше опыта.

Как-то так. Тема заезженная, конечно, но очень, на мой взгляд, важная. Настолько, чтобы быть первой.