Эту статью я писала для белорусского портала Relax.by.
С чего всё началось?
Я не из тех людей, которые любят стандартные маршруты и очевидные места для путешествий. Мне подавай что-нибудь замудрённое. Когда нужно продумать каждый свой шаг, найти способы добраться туда, где никто из твоих знакомых не был, разработать “план Б” на случай провала основного.
Среди всех стран для отдыха я без колебаний выберу Россию. Как свою Родину и самую красивую в мире страну. Помимо простых маршрутов, в моей копилке есть совершенно уникальные: например, путешествие по Транссибирской магистрали на поезде из Москвы до Владивостока или охота за Северным сиянием на Кольском полуострове.
Мне очень повезло - я росла на Дальнем Востоке. И в свои четыре года (или около того), впервые оказалась в царстве вулканов и китов. И это не было чем-то запредельно далёким. Это был полуостров всего в трёх часах лёта от Владивостока. И вот однажды, несмотря на все ковидные препоны, мы встретились вновь. На этот раз меня ждала научная экспедиция, к которой я готовилась два года.
Выход в Тихий океан. Косатки, киты и сивучи.
Я присоединилась к биологам из проекта FEROP (Far East Russia Orca Project), которые более 20 лет изучают поведение косаток Авачинского залива и дали названия их семьям.
Почти разумное поведение, сложная социальная структура и удивительный язык, у каждой группы имеющий свой диалект, делают кОсатку (именно так выглядит верное написание слова) интересным объектом исследования.
Через два дня после прилёта на Камчатку мы ушли в Тихий океан. Нам предстояло провести пять дней на борту парусного катамарана вдали от цивилизации и связи.
Мы вышли из порта, миновали Авачинскую бухту и взяли курс на север полуострова вдоль восточного побережья Камчатки. За кормой у нас остались домашние вулканы, а впереди расстилался огромный океан.
Переходы были долгими - по 8-10 часов, которые конкретно я проводила на палубе, высматривая в бирюзовой воде острый чёрный плавник.
Несмотря на прогнозы, что косаток можно и не встретить, нам повезло! Спустя час после нашего выхода из акватории столицы, одна из местных семей - Гусли - пришла гонять лосось к катамарану. По скорости сборов мы вполне могли конкурировать с пожарной командой: не прошло и тридцати секунд, как надувная моторная лодка была спущена на воду, а мы сидели на её бортах. Невозможно описать те чувства, которые испытываешь, когда видишь свою сбывшуюся мечту! Кажется, что немного лихорадит. Наверное, поэтому почти на всех моих фотографиях косаток горизонт классически завален :)
Косатки охотились, а мы дрейфовали в ста метрах от них с выключенным мотором, как того требуют правила осознанного и ответственного наблюдения.
Но чёрно-белые хищники, будучи любопытными морскими созданиями, шли к нам сами. И когда на расстоянии вытянутой руки перед тобой внезапно появляется зубастая мордаха, ты переживаешь спектр абсолютно разных эмоций: от страха в начале до полного благоговения в конце. И всё это за одну минуту. Угадать, где в следующий раз вынырнет косатка, очень сложно, поэтому мы постоянно крутили головами на 360 градусов, чтобы не пропустить этот момент.
“Ячейкой общества” косаток является матриархальная семья, состоящая из самки и её разнополого потомства. Животные поддерживают тесную социальную связь не только с матерями, но и со своими братьями и сёстрами по материнской линии. А бабушки - старейшие особи в семье, которые больше не способны к размножению, - помогают воспитывать малышей и передают им знания.
Пять дней мы провели с группой из 30 особей, состоящей из разных семей. Нам приходилось менять изначальный курс, исходя из того, куда идут косатки. Когда так много времени проводишь с ними, уже почти каждое животное начинаешь узнавать “в лицо”. Вернее, по спинному плавнику и седловидному пятну за ним. Они уникальны, как отпечатки пальцев у людей. Биологи ведут каталог косаток, поэтому узнать “своих” труда не составит.
Вопреки расхожему мнению, косатка не кит, а самый крупный в своей группе дельфин. На Дальнем Востоке России встречаются как рыбоядные, так и плотоядные косатки. Последние питаются морскими млекопитающими (да-да, могут и на кита напасть). Иногда ради интереса хватают птиц. Встретить плотоядных - это большая удача. И нам повезло. На наших глазах даже произошла драма: стая из трёх плотоядных косаток не оставила шанса тюленю, и его несчастная голова безвольно повисла в пасти взрослого самца.
У этих животных есть свой язык для коммуникации между членами семьи. Причём у каждой группы свой диалект, а каждая особь может издавать специфический звук, что сравнимо с тембром человеческого голоса.
Косатки дышат лёгкими и имеют однополушарный сон, чтобы не утонуть. Выглядит это, будто животное зависло на воде и не ныряет. Во время сна они могут даже передвигаться, но в более спокойном режиме. Нашу лодку несколько раз блокировала спящая семья. И нам ничего не оставалось, как молча наблюдать за этим чудом, ощущая на себе рыбно-кальмарное дыхание косаток.
А в один из дней мы увидели по правому борту нехарактерный для косаток фонтан. Горбатый кит! Да не один, а целых три. Дана команда - в лодку! - и вот мы, рассекая волны и стаю морских птиц, держим курс туда, где взметнулись вверх огромные хвосты.
Горбачи, в отличие от косаток, которые под водой проводят от 2 до 5 минут, появляются на мгновение и заныривают минут на 15-20. Очень спокойные и вальяжные господа, которые мало настроены на общение. Но удивительной красоты хвосты снять удалось.
А пока ожидали китов, “надрейфовали” на холостяцкую вечеринку сивучей (северных морских львов), рёв которых был слышен за километр. Скалистый выступ облюбовали молодые сивучи, не сумевшие занять территорию на репродуктивном участке (на том лежбище, где есть и самцы, и самки), и уже пожилые животные, не способные участвовать в размножении.
Экспедиционные дни были очень активными, а вечером мы слушали лекции о морских млекопитающих, каячили или просто пили чай, сидя на носу катамарана. Ночевали, стоя на якоре в первозданных бухтах. Во время одной из таких стоянок встретили двух медведей. Хозяева Камчатки лениво на нас поглядели и продолжили сидеть на берегу.
На обратном пути наша команда отважилась на высадку в заброшенном городе подводников в бухте Бечевинка. С 1971 по 1996 гг. здесь базировалась бригада подводных лодок, вырос целый посёлок жилыми домами, котельной, почтой, магазином, школой, детским садом. В 1996 году гарнизон расформировали, а население вывезли. Уже 25 лет здесь хозяйничают только медведи, морские птицы и рыбаки. С недавних пор бухта и посёлок стали популярны среди туристов и любителей "заброшки".
Кажется, что пять дней в Тихом - это очень много. На деле же они пролетают, как один миг.
Открытый океан - это особый мир, полный загадок и существ, которые рождены быть свободными. И это то место, где человек не хозяин, а просто гость, стоящий у порога.