Найти тему
Мама в деле

“Мальчик, которого растили как собаку», история о детских травмах

Оглавление
https://www.labirint.ru/books/788206/
https://www.labirint.ru/books/788206/

Эта книга висела у меня в списке для чтения уже больше полугода. Кстати у меня больше 100 книг, не знаю когда я найду время для них. Этот список постоянно пополняется. Поставила себе цель читать по 3 книги в месяц. Буду писать о прочитанных книгах у себя в блоге.

Наконец я дочитала ее и хочу поделиться основными впечатлениями.

Книга читается легко. Автор книги, детский психиатр, рассказывает истории детей, переживших травматические события. Описываются последствия и дальнейшая судьба пострадавших.

https://www.labirint.ru/books/788206/
https://www.labirint.ru/books/788206/

Какие выводы можно сделать о детской психике, прочитав каждую главу?

Сенситивный период.

У каждого человека есть наиболее благоприятный и чувствительный к внешнему воздействию период для обучения. Именно в этот отрезок времени ребенок легко усваивает навык и переходит на следующую ступень. Есть возрастные нормы, которые тоже связаны с этим периодом. Так например, норма, когда ребенок начинает сидеть это 6-8 мес. Пытаться сажать его раньше вредно, мышцы еще не готовы. Сенситивный период у здоровых детей для развития этого навыка это 6-8 мес.

В 1,5-3 года период пополнения словарного запаса. Если в это время ребенок испытывает дефицит общения, то его речь в должной мере не разовьется. В более старшем возрасте придется приложить огромные усилия, чтобы обрести этот навык.

Эмоциональная память

Способность мозга запоминать эмоционально окрашенные события, воспроизводить перенесенные чувства не опираясь на факты. Например, ночью в дождливую погоду на вас напали хулиганы. Вы запомните дождь, темень и страх. И каждый раз будите испытывать необъяснимый ужас, оказавших в условиях сырости и темноты. Это объясняет природу страхов у детей. Ребенок, который раньше спокойно резал хлеб, может испытывать панический ужас при виде обычного кухонного ножа, если стал свидетелем того, что кого то убили похожим ножом.

Стимул не соответствует реакции

После стресса и перенесенных травмирующих событий психика находится в возбужденном состоянии. Любая мелочь может вызвать бурную реакцию. Например, дети, которые находились в зоне военных действий, услышав легкий хлопок прятались под кроватью или пугались настолько, что долго не могли прийти в себя. Также они вздрагивали каждый раз, когда звонили в дверь.

Сила родительского влияния

Ребенок считает нормой то, что транслирует родитель. В детской психике нет собственного фильтра. Хорошим становится то, что одобряет родитель. Так, девочка, которая становится жертвой насилия, будет считать себя исключительно сексуальным объектом в глазах мужчин. Ей будет казаться, что мужчины с ней общаются, только с одной единственной целью. Для нее это будет норма.

Пластичность детского мозга

https://unsplash.com/photos/5NLCaz2wJXE
https://unsplash.com/photos/5NLCaz2wJXE

Этот пункт вселяет надежду на светлое будущее травмированных детей. Мозг пластичен, то есть может строить новые нейронные связи, это говорит о том, что можно научиться жить по другому. Если ребенок попадает в благоприятную среду, если рядом с ним заботливый и поддерживающий взрослый, то шанс исцеления психики высок. Не смотря на все трагедии, перенесенные в детстве, у психики есть ресурсы, чтобы себе помочь.

Будете читать, заинтересовала ли вас эта книга? Поделитесь в комментариях тем, что читали недавно 📚

Подписывайтесь, если вы тут впервые! Здесь вас ждут истории из работы детского психолога ⬇️