Автор предлагает ознакомится с развитием культуры молодого Советского Союза в 1920-х годах и особенностями государственного регулирования культурной политики.
Всероссийское общество имени А. С. Пушкина
В апреле 1927 года в Народный комиссариат просвещения поступило заявление от группы литераторов, драматургов и музыкантов, ходатайствующих о создании Всероссийского литературно-драматического и музыкального общества имени Александра Сергеевича Пушкина. В состав инициативной группы по созданию общества входили: писатель В. В. Вересаев, критик К. Львов-Рогачёвский, член Академии Художественных Наук Н. И. Кашин, Е. А. Полевой-Мансфельд и ряд других артистов и музыкантов.
Общество ставило своей целью изучение и популяризацию среди широких масс советского населения имени и произведении этого великого русского поэта. В программу деятельности общества было включено устроиство лекций, рефератов, спектаклей, курсов, библиотек, музеев и музыкальных школ имени А. С. Пушкина.
Главное управление научными, научно-художественными и музейными учреждениями РСФСР признала организацию Всероссийского общества имени Пушкина полезной и желательной для культурного уровня страны и нашла целесообразным привлечение для участия ряда видных специалистов-пушкиноведов из Пушкинской комиссии Российского общества любителей словесности и крупнейших культурных работников профсоюзов.
Художественная жизнь Советского Союза
Согласно словам заведующего Художественного отдела Главного управления научными, научно-художественными и музейными учреждениями РСФСР А. А. Фёдорова-Давыдова, 1920-е годы в жизни русского искусства могли быть характеризованы как кульминационная точка кризиса буржуазного искусства в эпоху пролетарской революции.
Противоречия между отдельными художниками и отдельными художественными объединениями и внутри этих объединении создали определенную «нервность», которая стала критической для правильного развития и деятельности советского искусства. В основе этого лежали экономические причины, и главным образом отсутствие рынка и покупателей.
Экономическая нестабильность ставила советских художников в тяжёлое положение и способствовала как созданию в их среде постоянной организационной перестройки, так предъявлению к государственным органам регулирующим «художественную жизнь» невыполнимых требовании.
В свою очередь, постоянная организационная перестройка, часто сводящаяся к распаду существовавших художественных группировок, создавало чрезвычайное дробление художественных сил и образованию мелких художественных ячеек, в большинстве случаев не имеющих твёрдой идеологической базы, и объединившихся по экономическому принципу или хороших личных отношении, а не продуманных художественных программ и основ.
Учитывая данные обстоятельства Художественный отдел Главного управления научными, научно-художественными и музейными учреждениями РСФСР стремился привести всё советское художественное сообщество к чёткой идеологической платформе и определенной социальной базе, то есть к появлению художественной федерации. Поскольку появление федерации художественного сообщества способствовало не только экономической стабильности её участников, но и позволяло им шире и плодотворнее реализовать себя в художественной жизни.
Как показало время, ясное понимание советским художественным сообществом и Художественным отделом Главного управления научными, научно-художественными и музейными учреждениями своих взаимных обязательств и возможностей - способствовало успешному развитию художественной жизни Советского Союза.
Советское физкультурное движение
В 1928 году при Высшем совете физической культуры состоялось объединенное совещание о производстве спортивного инвентаря в Советском Союзе. В совещании приняли участие представители торговых предприятии, наиболее крупные специалисты и «кустари» этого вида производства. Данным совещанием был зафиксирован факт чрезвычайно неблагоприятной картины отечественного спортивного производства.
Оказалось, что в дореволюционное время когда спрос был гораздо меньше, на рынке был главным образом заграничный спортивный инвентарь. Фабрикаты выпускавшиеся в то время несколькими отечественными стандартизированными заводского типа предприятиями, наполняли рынок в минимальной степени. И соответственно, производства совсем не было.
И вскоре быстрое развитие физкультурного движения в Советском Союзе столкнулось с большим препятствием-недостатком спортивного инвентаря. Организованные в 1921 году в разных местах Советского Союза несколько предприятии-закрылись до 1928 года, из-за отсутствия денежных средств. И на указанный момент, спортивные товары поставляли главным образом «кустари», а спрос на спортивные принадлежности рос беспрерывно.
Так например, в Советском Союзе за 1926-1927 годы по приблизительному подсчету было произведено всего восемьдесят тысяч пар лыж, а потребность в них ощущалась в несколько сотен тысяч пар. А с коньками дело обстояло ещё хуже, всего двадцать семь тысяч пар русского производства.
Проведенное совещание констатировало ежегодный рост спроса на рынке на пятьдесят процентов, который удовлетворялся всего лишь на десять процентов. В результате совещания было уделено большое внимание вопросу снижения цен на спортивный инвентарь и повышению его качества, а также выработано решение о постановке перед соответствующими уполномоченными государственными органами вопроса о улучшении производства спортивных товаров.