Найти в Дзене
Команда PRIDUM💡

Алексей Солодейников представил коллекцию фотоснимков наскальных рисунков в особняке Румянцева

Добрый день! Меня зовут София, я учусь на факультете свободных искусств и наук и рассказываю здесь о выставках Санкт-Петербурга. Возвращаясь из университета по Галерной улице, я заметила на дверях особняка Румянцева афишу выставки «Триллион секунд: выставка-исследование о наскальном искусстве». Мне сказали, что куратор и автор фотографий Алексей Солодейников как раз находится в зале и поможет расшифровать загадочные образы палеолита. Решила идти! ЭКСПОЗИЦИЯ Алексей Солодейников бывает в экспедициях регулярно, живёт неделями вблизи пещер и фотографирует древние рисунки в нишах самостоятельно. Он рассказал, какой пугающей может быть вода в глубинах камней (метаморфозы звуков), что в пещерах относительно безопасно (иногда только забредают собаки), что он ни разу в них не терялся, но и не ночевал. Алексей считает, что изучение наскальных рисунков помогает ему видеть образы повсюду. Древние рисунки начинаются с образов, которые таят в себе сами горы и природный рельеф. Ниже на фото можно
Оглавление

Добрый день! Меня зовут София, я учусь на факультете свободных искусств и наук и рассказываю здесь о выставках Санкт-Петербурга.

Возвращаясь из университета по Галерной улице, я заметила на дверях особняка Румянцева афишу выставки «Триллион секунд: выставка-исследование о наскальном искусстве». Мне сказали, что куратор и автор фотографий Алексей Солодейников как раз находится в зале и поможет расшифровать загадочные образы палеолита. Решила идти!

ЭКСПОЗИЦИЯ

Алексей Солодейников бывает в экспедициях регулярно, живёт неделями вблизи пещер и фотографирует древние рисунки в нишах самостоятельно. Он рассказал, какой пугающей может быть вода в глубинах камней (метаморфозы звуков), что в пещерах относительно безопасно (иногда только забредают собаки), что он ни разу в них не терялся, но и не ночевал. Алексей считает, что изучение наскальных рисунков помогает ему видеть образы повсюду.

лицо женщины
лицо женщины

Древние рисунки начинаются с образов, которые таят в себе сами горы и природный рельеф. Ниже на фото можно увидеть, как в скале проявляется облик живого существа.

Без объяснений автора осмотр выставки был бы совершенно иным, если не бессмысленным. Алексей делился опытом работы под землёй, историческими и антропологическими знаниями.

Свои рисунки он запечатлел на Восточном и Южном Урале, в Башкирии, на Алтае, в Испании (где лучше условия, но рисунки в таком же состоянии, как и в России)

Интересно, что техники нанесения рисунков отличались. Например, finger flutings — это наскальная живопись пальцами по поверхности камня. Благодаря микроклиматическому барьеру и встрече разных температур в пещере образовывался конденсат. Камень осыпался, и его можно было продавливать пальцем и рисовать.

-5

Такие рисунки часто путают с царапинами от когтей животных. Их сложно заметить сразу, особенно если светить фонариком с каски. Нужно поставить источник света под углом (сбоку, сверху, снизу), как это было у древних людей — костёр или факел на расстоянии. Рисунки чудом сохранились благодаря труднодоступному расположению.

Две головы животных (козла, оленя или лося)
Две головы животных (козла, оленя или лося)

Может показаться, что пояснения или схемки необходимы к каждой фотографии, потому что образ часто теряется в камне. Но Алексей даёт возможность зрителю самому всмотреться, а затем уже делится теориями-расшифровками. Так он исключает риск субъективного взгляда современного художника на древнее искусство и наложение собственного творчества. Правильнее показывать фотографию как она есть — передающей реальность.

В палеолите изображения человека почти нет. Он появляется позднее: в бронзовом и в железном веках, вместе со стилизацией животных, одеждой, доместикацией животных, декоративностью.

Алексей Солодейников рассказал о самосознании у первых людей: отсутствие восприятия себя как индивида влияло на изображения на камне (нет зеркала — нет портрета).

Голова являлась предметом культа и почитания. В залах представили и работы современных художников, перекликающиеся с темой «культовой головы»:

Изучение детских рисунков может приблизить к пониманию того, как формировалось фигуративное мышление у первых людей. На примере рисунков своего сына Алексей показал, как биомеханика движения влияет на форму в рисунке: получение морды зверя из зигзагагообразной линии — естественного движения руки по вертикальной поверхности (зеркало, стена пещеры). У ребёнка форма предшествует смыслу: сначала рисует, а потом даёт название и закладывает смысл.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Горы сами рисуют формы, остаётся только увидеть их и дорисовать» говорит Алексей Солодейников, показывая залы с горными и городскими пейзажами. И действительно, если развивать образное мышление, можно научиться не только замечать искусство древности (и современности), но и творить собственное, навеянное природой.

Советую посетить выставку именно с бесплатной экскурсией от автора фотографий. Уточнить, на месте ли он, можно по телефону 312-46-51.

Вход на эту выставку с Галерной улицы, а не с Английской набережной, где расположены залы дворца и постоянная экспозиция. О ней я расскажу вам в следующий раз.

Выставку посетила София Каморник
Переходите в мою
подборку и читайте больше о музеях и выставках Питера!