Найти тему
Библио Графия

«Настоящее искусство не может лгать» — отзыв о книге Ирины Антоновой «Диалоги об искусстве. Пятое измерение»

Автор статьи: Елена Егорова

В рамках марафона «Книга в живописи и живопись в книге» я прочитала замечательные «Диалоги об искусстве. Пятое измерение» Ирины Александровны Антоновой. Эта книга стала возможна благодаря совместным усилиям ГМИИ имени А. С. Пушкина и телеканала «Культура», где с 2002 по 2020 годы выходила авторская передача И. Антоновой «Пятое измерение». Во вступительном слове Марина Лошак, которая на протяжении последних десяти лет возглавляла Пушкинский музей, написала: «Книга не претендует на то, чтобы быть учебным пособием, это – авторский взгляд на историю искусства, попытка заинтересовать читателя, показать ему широту и многогранность истории искусства».

Если вы уже бывали в Пушкинском музее и планируете посетить его ещё, вам представится уникальная возможность взглянуть на некоторые экспонаты под другим углом. Вот что сказал президент рекламной компании AVM Media Александр Митрошенков: «Нередко зрители,
посмотрев очередной выпуск, шли в музей увидеть ту или иную, часто уже знакомую им картину по-новому, так, как предложила Ирина Александровна, открыв для всех новое, пятое измерение
искусства».

Надеюсь, вам захочется ознакомиться со взглядами на искусство такой легендарной личности как Ирина Александровна, возглавлявшую Пушкинский музей с 1961 по 2013 годы, человека эрудированного и прекрасного искусствоведа.

Книга состоит из четырёх разделов: «Любовь», «Герой», «Человек и природа», «Натюрморт» — ведущих тем в искусстве по мнению И. Антоновой, «главное в которых – это преемственность, диалог с прошлым, обращение к традиции и каждый раз создание какого-то нового взгляда на большую и важную для человека тему».

Книга будет познавательна как людям, давно интересующимся искусством, так и новичкам. Рассказывая о произведениях искусства, Ирина Александровна доступно поясняет используемые ею термины. Если вы не знаете, что такое сфумато, лессировка, тондо, фриз, горельеф,
моделировка, изокефалия или архитектоническая строгость, возможно, пришло время расширить кругозор.

-2

Из главы «Любовь» вы узнаете, какое место занимала тема любви в античности, в период Возрождения и в век Просвещения. Ирина Александровна поведает, как на протяжении веков изображались взаимоотношения матери и ребёнка, как тема семьи присутствовала в творчестве художников во Франции, Голландии, Фландрии, Англии.

В разделе «Герой» автор расскажет о теме героической личности в искусстве у творцов Древней Греции, Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. Какие сюжеты для своих произведений брали древнегреческие мастера, почему так часто живописцы и скульпторы
обращались к античности, как поменялась тема героя в Средние века, и как ярко проявилась тема «человека героического» в эпоху Возрождения, и почему семнадцатый век стал важным этапом для
развития образа героя.

В разделе «Человек и природа» Ирина Александровна рассматривает развитие пейзажа в его поступательном движении, рассказывает о первых изображениях природы в древнейшие времена, как художников эпохи Возрождения всё больше интересовал окружающий мир, о «золотом веке» пейзажа, где и как развивался ведута (архитектурный пейзаж), как романтическое направление создало новую основу для пейзажной живописи. Ирина Александровна поведает о ярких представителях, работавших главным образом в жанре пейзажа, таких как Каспар Давид Фридрих, Александр Иванов, Джон Констебль, Уильям Тёрнер, Камиль Коро. И. Антонова опишет новый подход импрессионистов к пейзажу, попытку выразить новое отношение к миру у постимпрессионистов и авангардный подход к этой теме у фовистов и символистов.

«Натюрморт», последний раздел, расскажет о «золотом веке» натюрморта, о таких мастерах этого жанра как Франс Снейдерс и Ян Давидс де Хем. Возможно, вас заинтересует Vanitas, суета сует,
и как художники Бернардо Строцци, Винсент Лауренс ван дер Винне, Юриан ван Стрек, Петер ван дер Виллинг представили эту тему в своих полотнах.

-3

В этой работе переплетаются искусство, литература, история, философия. На страницах повествования Ирина Александровна цитирует поэтов, писателей, философов и художников, приводит много познавательных историй о создании картин и скульптур, об исторических
личностях. Из книги я, например, узнала о рассказе «Выпрямила» Глеба Успенского или о том, что в пятнадцатом веке в Санта-Мария-дель-Фьоре не только молились, там проходили литературные чтения, проповедовал Савонарола, читал Данте, давались театральные представления, и даже
проводились свадебные балы.

Вот пример того, как И. Антонова вдохновенно пишет о Владимирской иконе Божией Матери:

«Я думаю, что во всей мировой художественной культуре, во всей истории живописи нет ничего более мощного по эмоциональной концентрированности чувств, которые несёт в себе это
произведение. Нас с первого же момента пронзает сила образа материнской любви и трагического провидения судьбы своего сына. Такого колоссального эмоционального накала, которого достигает
здесь художник, не несёт ни одно художественное произведение».

В этой творческой работе много информации о картинах и скульптурах. Так, только в первом разделе Ирина Александровна рассказала о 98 картинах и 10 скульптурах.

И, наконец, книга красиво оформлена – печать на кремовой бумаге со множеством цветных иллюстраций.

Закончу двумя цитатами известного искусствоведа:

«Великое искусство действительно отвечает самым разным эпохам, всё зависит от того, чем наполнена эта эпоха и что переживают в это время люди».
«Я глубоко убеждена в том, что настоящее искусство, настоящее художественное произведение не может лгать».

***

А вы читали эту книгу?

«Библио Графия» в Телеграме, ВК, «ОК», Youtube