Автор статьи: Елена Егорова
В рамках марафона «Книга в живописи и живопись в книге» я прочитала замечательные «Диалоги об искусстве. Пятое измерение» Ирины Александровны Антоновой. Эта книга стала возможна благодаря совместным усилиям ГМИИ имени А. С. Пушкина и телеканала «Культура», где с 2002 по 2020 годы выходила авторская передача И. Антоновой «Пятое измерение». Во вступительном слове Марина Лошак, которая на протяжении последних десяти лет возглавляла Пушкинский музей, написала: «Книга не претендует на то, чтобы быть учебным пособием, это – авторский взгляд на историю искусства, попытка заинтересовать читателя, показать ему широту и многогранность истории искусства».
Если вы уже бывали в Пушкинском музее и планируете посетить его ещё, вам представится уникальная возможность взглянуть на некоторые экспонаты под другим углом. Вот что сказал президент рекламной компании AVM Media Александр Митрошенков: «Нередко зрители,
посмотрев очередной выпуск, шли в музей увидеть ту или иную, часто уже знакомую им картину по-новому, так, как предложила Ирина Александровна, открыв для всех новое, пятое измерение
искусства».
Надеюсь, вам захочется ознакомиться со взглядами на искусство такой легендарной личности как Ирина Александровна, возглавлявшую Пушкинский музей с 1961 по 2013 годы, человека эрудированного и прекрасного искусствоведа.
Книга состоит из четырёх разделов: «Любовь», «Герой», «Человек и природа», «Натюрморт» — ведущих тем в искусстве по мнению И. Антоновой, «главное в которых – это преемственность, диалог с прошлым, обращение к традиции и каждый раз создание какого-то нового взгляда на большую и важную для человека тему».
Книга будет познавательна как людям, давно интересующимся искусством, так и новичкам. Рассказывая о произведениях искусства, Ирина Александровна доступно поясняет используемые ею термины. Если вы не знаете, что такое сфумато, лессировка, тондо, фриз, горельеф,
моделировка, изокефалия или архитектоническая строгость, возможно, пришло время расширить кругозор.
Из главы «Любовь» вы узнаете, какое место занимала тема любви в античности, в период Возрождения и в век Просвещения. Ирина Александровна поведает, как на протяжении веков изображались взаимоотношения матери и ребёнка, как тема семьи присутствовала в творчестве художников во Франции, Голландии, Фландрии, Англии.
В разделе «Герой» автор расскажет о теме героической личности в искусстве у творцов Древней Греции, Древнего мира, Средних веков и эпохи Возрождения. Какие сюжеты для своих произведений брали древнегреческие мастера, почему так часто живописцы и скульпторы
обращались к античности, как поменялась тема героя в Средние века, и как ярко проявилась тема «человека героического» в эпоху Возрождения, и почему семнадцатый век стал важным этапом для
развития образа героя.
В разделе «Человек и природа» Ирина Александровна рассматривает развитие пейзажа в его поступательном движении, рассказывает о первых изображениях природы в древнейшие времена, как художников эпохи Возрождения всё больше интересовал окружающий мир, о «золотом веке» пейзажа, где и как развивался ведута (архитектурный пейзаж), как романтическое направление создало новую основу для пейзажной живописи. Ирина Александровна поведает о ярких представителях, работавших главным образом в жанре пейзажа, таких как Каспар Давид Фридрих, Александр Иванов, Джон Констебль, Уильям Тёрнер, Камиль Коро. И. Антонова опишет новый подход импрессионистов к пейзажу, попытку выразить новое отношение к миру у постимпрессионистов и авангардный подход к этой теме у фовистов и символистов.
«Натюрморт», последний раздел, расскажет о «золотом веке» натюрморта, о таких мастерах этого жанра как Франс Снейдерс и Ян Давидс де Хем. Возможно, вас заинтересует Vanitas, суета сует,
и как художники Бернардо Строцци, Винсент Лауренс ван дер Винне, Юриан ван Стрек, Петер ван дер Виллинг представили эту тему в своих полотнах.
В этой работе переплетаются искусство, литература, история, философия. На страницах повествования Ирина Александровна цитирует поэтов, писателей, философов и художников, приводит много познавательных историй о создании картин и скульптур, об исторических
личностях. Из книги я, например, узнала о рассказе «Выпрямила» Глеба Успенского или о том, что в пятнадцатом веке в Санта-Мария-дель-Фьоре не только молились, там проходили литературные чтения, проповедовал Савонарола, читал Данте, давались театральные представления, и даже
проводились свадебные балы.
Вот пример того, как И. Антонова вдохновенно пишет о Владимирской иконе Божией Матери:
«Я думаю, что во всей мировой художественной культуре, во всей истории живописи нет ничего более мощного по эмоциональной концентрированности чувств, которые несёт в себе это
произведение. Нас с первого же момента пронзает сила образа материнской любви и трагического провидения судьбы своего сына. Такого колоссального эмоционального накала, которого достигает
здесь художник, не несёт ни одно художественное произведение».
В этой творческой работе много информации о картинах и скульптурах. Так, только в первом разделе Ирина Александровна рассказала о 98 картинах и 10 скульптурах.
И, наконец, книга красиво оформлена – печать на кремовой бумаге со множеством цветных иллюстраций.
Закончу двумя цитатами известного искусствоведа:
«Великое искусство действительно отвечает самым разным эпохам, всё зависит от того, чем наполнена эта эпоха и что переживают в это время люди».
«Я глубоко убеждена в том, что настоящее искусство, настоящее художественное произведение не может лгать».
***
А вы читали эту книгу?