Найти в Дзене
ШЕСТЬ ОКЕАНОВ

Рекордсмены российского подводного флота

Можно уже писать не только полноформатное исследование его истории, но и попытаться составить своего рода аналог Книги рекордов Гиннесса. Итак, возможно, мы напишем пока первые её несколько страниц... Самой первой русской боевой подводной лодкой принято считать «Дельфин». Проект этого корабля разработали в 1901 году инженеры И.Г. Бубнов и И.С. Горюнов. Но подлодкой он первое время не считался, поскольку классифицировался как миноносец. Полное водоизмещение «Дельфина» - 123 тонны. В длину подлодка была 20 метров, она могла погружаться на глубину до 55 метров, а весь экипаж ее состоял из 10 человек. Между прочим, «Дельфин» участвовал не только в русско-японской войне. В период Первой мировой войны он был привезен в Архангельск по железной дороге, где его намеревались использовать для усиления боевых порядков флотилии Северного Ледовитого океана. Самыми первыми русскими подлодками, которые появились на Северной Двине, считаются две «номерные» подлодки - № 1 и № 2. Это были небольшие кораб

Можно уже писать не только полноформатное исследование его истории, но и попытаться составить своего рода аналог Книги рекордов Гиннесса. Итак, возможно, мы напишем пока первые её несколько страниц...

Самой первой русской боевой подводной лодкой принято считать «Дельфин». Проект этого корабля разработали в 1901 году инженеры И.Г. Бубнов и И.С. Горюнов. Но подлодкой он первое время не считался, поскольку классифицировался как миноносец. Полное водоизмещение «Дельфина» - 123 тонны. В длину подлодка была 20 метров, она могла погружаться на глубину до 55 метров, а весь экипаж ее состоял из 10 человек. Между прочим, «Дельфин» участвовал не только в русско-японской войне. В период Первой мировой войны он был привезен в Архангельск по железной дороге, где его намеревались использовать для усиления боевых порядков флотилии Северного Ледовитого океана.

Первая русская подводная лодка «Дельфин»
Первая русская подводная лодка «Дельфин»

Самыми первыми русскими подлодками, которые появились на Северной Двине, считаются две «номерные» подлодки - № 1 и № 2. Это были небольшие корабли, которые, прибыли в Архангельск из Петербурга сначала по системе внутренних водных путей на барже, затем на железнодорожных платформах. А произошло это в августе 1915 года, когда Россия уже второй год воевала с Германией.

Подводные лодки № 1 и № 2 на пути следования в Архангельск
Подводные лодки № 1 и № 2 на пути следования в Архангельск

Самая первая советская подлодка была заложена в Ленинграде 5 марта 1927 года. Торжество происходило на Балтийском заводе, где было решено строить серию больших подлодок, которую в дальнейшем окрестили по имени головной - «Декабрист». Первую заклепку в деталь днищевой конструкции этого корабля забили секретарь ленинградского обкома С.М. Киров и нарком обороны К.Е. Ворошилов.

Всего серия, а ее строили не только ленинградцы, насчитывала 6 подлодок, которые по известным причинам идеологического плана были поименованы «революционно-бунтарскими» названиями: «Декабрист», «Народоволец», «Красногвардеец», «Революционер», «Спартаковец» и «Якобинец».

Подводная лодка Д-2 Народоволец
Подводная лодка Д-2 Народоволец

Самыми первыми подводными лодками, которые появились на Северном флоте, стали две большие торпедные лодки серии Д - Д-1 «Декабрист» и Д-2 «Народоволец». 5 августа 1933 года Мурманск торжественно встречал экспедицию особого назначения - целых шесть кораблей, пришедших из Ленинграда через Беломорканал и Белое море: два эсминца, два сторожевика и две подлодки.

Подводная лодка типа Щ (справа)
Подводная лодка типа Щ (справа)

Самой первой погибшей лодкой Северного флота является средняя подводная лодка Щ-424 под командованием К.М. Шуйского. Погибла она в мирное время. 20 октября 1939 года подлодка затонула у мыса Летинский в Кольском заливе, столкнувшись с траулером РТ-43 «Рыбец». Трагедия произошла в результате ошибочных действий командира подлодки и капитана траулера. Часть экипажа подводников погибла вместе с кораблем.

Атомная подводная лодка К-1
Атомная подводная лодка К-1

Самой первой советской подлодкой, которая сумела всплыть в непосредственной близости от Северного полюса, является первая советская атомная подводная лодка К-3 под командованием капитана II ранга Л.М. Жильцова. Произошло это 18 июля 1962 года в 9.33 по московскому времени. Впервые географическую точку Северного полюса подо льдами эта же подлодка прошла немного ранее - 17 июля в 6.59. К слову, решение назвать подлодку К-3 «Ленинским комсомолом» было принято лишь в октябре 1962 года.

Атомная подводная лодка проекта 941
Атомная подводная лодка проекта 941

Самая большая подводная лодка, которая когда-либо строилась в истории мирового кораблестроения, имеет к Северодвинску самое непосредственное отношение. И здесь будет точнее сказать не об одной подлодке, а о целой серии кораблей 941-го проекта. Головной тяжелый атомный подводный крейсер ТК-208 (заводской № 711) был заложен в июне 1976 года и сдан флоту в декабре 1981-го. Полное водоизмещение корабля - 48000 тонн, мощность ядерной энергетической установки - 90000 л.с. Думается, о таких подлодках- гигантах не мечтал даже Жюль Верн, замышляя свой «Наутилус».

Атомная подводная лодка проекта 661
Атомная подводная лодка проекта 661

Самая быстрая в мире подводная лодка с легкой руки (скорее даже, с легкого языка) острословов именовалась «Золотой рыбкой». Но естественно, у нее был и обязательный тактический номер, даже целых два - сначала К-162, позже К-222. А сдали ее флоту 31 декабря 1969 года в Северодвинске (заводской заказ № 501) по проекту 661. На испытаниях в 1971 году этот корабль смог достичь невероятной скорости - 44,7 узла. Этот рекордный результат так и остался непревзойденным по наши дни. А в целом можно сказать, что северодвинская «Золотая рыбка» произвела целых две «мировых революции». Во-первых, она, обладая столь высокой скоростью, легко могла настигать в океане крупные авианосные корабли, что заставило «супостата» и его союзников срочно менять всю тактику своих военно-морских сил. Во-вторых, АПЛ 661-го проекта являлась еще и первой подлодкой, чей корпус был изготовлен из сверхпрочного и легкого титанового сплава, а это, несомненно, было революционным шагом в технологиях ХХ века.

К сегодняшему дню «Золотая рыбка» прошла утилизацию у причала цеха 42 Севмаша, то есть там, где она когда-то родилась.

Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец»с корпусом из титановых сплавов
Атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец»с корпусом из титановых сплавов

Самая глубоководная боевая подводная лодка в мире - это тоже корабль, созданный в Северодвинске, АПЛ К-278 «Комсомолец». В конце 1983 года подлодка вступила в строй. Как и у «Золотой рыбки», корпус К-278 также был изготовлен из титанового сплава, но это уже был корабль иного проекта - 685 (заводской № 510). «Комсомолец» мог погружаться на глубины, которые для других подлодок считались запредельными, и мог не только погружаться, но и применять свое оружие из такой бездны, где он по сути становился недосягаемым для противника: 18 января 1984 года лодка ушла на рекордную глубину - 1027 метров.

К сожалению, 7 апреля 1989 года в результате катастрофически нарастающего объемного пожара «Комсомолец» погиб с частью своего экипажа в Норвежском море.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.