1.Сколько денег потребуется, чтобы заставить вас воткнуть булавку в свою ладонь?
2. Сколько стоит воткнуть булавку в ладонь ребенка, которого ты не знаешь?
3. Сколько стоит влепить другу пощечину (с его или ее разрешения) в рамках комедийной сценки?
4. Как насчет того, чтобы дать пощечину своему отцу (с его разрешения) в рамках пародии?
Хайдт считает, что ответ на такие вопросы может кое-что рассказать о вашей морали и даже политике. Он утверждает также: консерваторы больше заботятся об иерархии — в то время как либералы – уделяют внимание справедливости и ответственности.
Обзор Хайдта показывает, как эволюционные, неврологические и социально-психологические идеи синтезируются в поддержку трех принципов:
1. Примат интуиции – человеческие эмоции, внутреннее чутье определяют моральные суждения.
2. Моральное мышление для социальной деятельности - мы занимаемся моральными рассуждениями не потому, что хотим выяснить правду или повлиять на других людей ради того, чтобы они поддержали нас.
3. Мораль и сплетни сыграли решающую роль в эволюции человеческой сверхсоциальности, позволив людям - но не всем приматам — жить с высокой степенью сотрудничества.
Хайдт заявил, что объединение этих трех принципов заставляет нас пересмотреть многие из наших самых заветных представлений о самих себе. "В большинстве случаев люди следуют внутренним ощущениям и затем придумывают моральные доводы".
Хайдт сказал: — С древних времен многие философы признавали силу и достоинство холодного, бесстрастного рассуждения. Однако большинство из нас не считают это искусством или наукой; они действуют как судьи (или ученые), которые ищут истину в спорах с оппонентами – а отнюдь не юристам или ученым-исследователями. Это не значит, что мы обречены быть аморальными; это просто означает, что корни нашей значительной добродетели следует искать в других местах – чувствах и интуициях. которые делают нас наивными или готовыми причинить боль ради защиты принципа (или места).
Хайдт считает, что человеческая мораль это "культурная конструкция", которая была построена поверх небольшого набора развитых психологических систем и ограниченна этими системами. По его мнению, политические либералы основываются на двух из этих принципов: эмоциональную восприимчивость к вреду и справедливость.
Консерваторы, с другой стороны, используют те же две системы и еще три, предполагающие эмоциональную чувствительность к:
1. внутригрупповые границы
2. Авторитет
3. Духовная чистота
– Все мы начинаем с одних и тех же моральных способностей, — сказал Хайдт. - но затем каждый из нас постигает лишь часть человеческих добродетелей или ценностей... " " (с). Мы окружены моральными конфликтами на личном, национальном и международном уровнях. Недавние исследования в области психологии морали могут показать некоторые новые способы преодоления этих разногласий: обратиться к сердцам обеих сторон конфликта ".