Найти тему
О Москве нескучно

Нагорный район Москвы: от котлов и кирпичей до автомобильного посёлка и горнолыжных склонов

Оглавление

Где находится этот район и в чём его особенности? Правда ли, что Нижние Котлы на самом деле находились выше, чем Верхние? Какой знаменитый художник снимал здесь дачу в дореволюционное время? Неужели из здешнего кирпича построили ГУМ и Пушкинский музей на Волхонке? А также - что такое местная "Волхонка-ЗИЛ"? Где в районе можно покататься на практически настоящих горных склонах? И какие плюсы и минусы жизни здесь существуют сейчас? Об этом и не только расскажу сегодня.

Нижнее на самом деле сверху

Нагорный район - это не слишком заметное административно-территориальное образование. Узенькая, но длинная полоска земли между МЦК, рекой Котловкой и Варшавским шоссе на севере. А также участок от Павелецкой железной дороги до Симферопольского бульвара, который на юге упирается в Балаклавский проспект. В общей сложности в длину получается чуть больше 8 километров. Такие границы появились после реформы 1995 года. Во времена СССР эта территория была частью Севастопольского и Советского районов.

Нагорный район на карте современной Москвы. Яндекс.Карты. Кстати, название "Нагорный" появилось благодаря холмистому рельефу местности.
Нагорный район на карте современной Москвы. Яндекс.Карты. Кстати, название "Нагорный" появилось благодаря холмистому рельефу местности.

Когда-то в северной части располагались две деревни: Верхние и Нижние Котлы. Интересно, что последняя находилась ближе к городу. То есть ниже по течению Москвы-реки. Отсюда и уточняющее название. Таким образом, наименование станции МЦК "Верхние Котлы" дали не совсем корректно с исторической точки зрения. Населённый пункт был далеко отсюда. Мы же начнём наше погружение в прошлое этой местности с деревни Нижние Котлы.

Как видите, Верхние Котлы находились южнее на карте, чем Нижние Котлы. План Москвы и её окрестностей 1856 года. С сайта www.pastvu.com.
Как видите, Верхние Котлы находились южнее на карте, чем Нижние Котлы. План Москвы и её окрестностей 1856 года. С сайта www.pastvu.com.

Считается, что возникла она в 1670-х годах и образовалась из соседнего крупного села Никольского. Есть точка зрения, что своим появлением Нижние Котлы обязаны оживлённому характеру Серпуховской дороги (современное Варшавское шоссе). Ей пользовались многие торговцы и путники. Естественно им требовалась возможность поесть, переночевать и отремонтировать свои транспортные средства. Местные жители активно занимались извозом. Во второй половине 19 века к этому добавился дачный промысел. Домик здесь с 1891 года снимал даже известный художник Василий Верещагин.

На рубеже 19-20 веков местность стала привлекать промышленников. Земли под строительство будущих предприятий часто продавали крестьяне. Тут появились кирпичный завод, лако-красильное производство, кожевенная и хлопкоотбельная фабрики. На месте последней чуть позже организовали химико-фармацевтическое предприятие В.К. Феррейна. Однако местность считалась опасной. В тёмное время суток здесь не имелось освещения. Зато было много пещер, которые остались после разработки гравия для укрепления Серпуховского шоссе. Плюс ко всему, тут располагалось немало трактиров. Так что грабежи и разбои считались обыденным явлением. Ситуация стала улучшаться после 1906 года, когда Нижние Котлы перешли в ведение московской полиции.

Главный кирпич Москвы

Другая деревня на территории современного района именовалась Верхними Котлами. Если посмотреть на карту столицы сейчас, то располагалось поселение чуть западнее развилки Варшавского и Каширского шоссе. В первой частью названия мы уже разобрались. Всё дело в Москве-реке. Деревня стояла выше по течению, так что добавление слова "Верхние" - это своеобразное уточнение. Однако почему же Котлы? Большинство историков считают, что славяне называли котлами овраги круглой формы. Характер этой местности в древности подтверждает такую точку зрения.

Деревня Верхние Котлы на карте Подмосковья 1927 года. К тому моменту её площадь увеличилась. Она стала занимать территорию по обеим сторонам шоссе. С сайта www.retromap.ru.
Деревня Верхние Котлы на карте Подмосковья 1927 года. К тому моменту её площадь увеличилась. Она стала занимать территорию по обеим сторонам шоссе. С сайта www.retromap.ru.

Деревня, по мнению исследователей, возникла в конце 14 века .Правда именовалась она просто Котлы. Под современным названием поселение встречается в документах, начиная с 1777 года. Тогда это была собственность представителей фамилии Голицыных. Из-за постоянных разделов земли между родственниками, спустя 67 лет Верхние Котлы по факту состояли из двух частей. Любопытно, что такой порядок сохранялся вплоть до 1918 года.

Возможно, это остатки деревни Верхние Котлы, 1958. Сейчас тут развилка Варшавского и Каширского шоссе. Автор фото: Thomas T. Hammond. С сайта www.pastvu.com.
Возможно, это остатки деревни Верхние Котлы, 1958. Сейчас тут развилка Варшавского и Каширского шоссе. Автор фото: Thomas T. Hammond. С сайта www.pastvu.com.

Ближе в середине 19 столетия Верхние Котлы стали местом, где начали появляться кирпичные заводы. Всё дело в местной глине. Её было много, Да и сырьё позволяло получать строительный материал хорошего качества. Пожалуй, самым известным предприятием такого рода являлся завод Катуаров. Это фамилия владельцев - Льва и Константина, а также их матери. Они выкупили фабрику у предыдущих собственников Георга и Павла Грузинских в 1871 году. Кирпичи были прекрасные. Потом их даже использовали для строительства ГУМа и ГМИИ им. Пушкина.

У Катуаров был здесь не только кирпичный завод, но и другие производства. Например, на снимке шёлкокрутильная фабрика в долине реки Котловки. В советское время предприятие переименовали в "Красную крутильщицу". Фото 1905-1915. С сайта www.pastvu.com.
У Катуаров был здесь не только кирпичный завод, но и другие производства. Например, на снимке шёлкокрутильная фабрика в долине реки Котловки. В советское время предприятие переименовали в "Красную крутильщицу". Фото 1905-1915. С сайта www.pastvu.com.

После Октябрьской революции 1917 года в Верхних Котлах пытались развивать сельское хозяйство. Жители даже создали артель. Но успешной она так и не стала. Через 12 лет сотрудники заводов на территории Верхних и Нижних Котлов обратились в Замоскворецкий райсовет, чтобы земли вошли в черту столицы. В 1932 году это решение приняли. Вышеуказанные деревни стали частью города.

Местная Волхонка

Из северной части Нагорного района перемещаемся в южную. Стоит кратко рассказать о посёлке Волхонка-ЗИЛ. Находился он в районе Болотниковской улицы, Фруктовой и Симферопольского бульвара. Там построили дома для сотрудников завода им. Сталина, который в 1956 году переименовали в честь одного из директоров Ивана Лихачёва. В народе посёлок имел и другие названия: Коломенский, Сталинский. Сначала здания тут возводили двухэтажные. С балконами и угловыми лоджиями. Проектировали их архитекторы М.Н. Слотинцева и О.А. Яфа.

Строительство посёлка начали в 1932 году. Через 5 лет сюда уже можно было доехать на 49-м трамвае. Спустя 9 лет на территории находились также столовые, клуб, кинотеатр, шесть магазинов. Сначала городок назывался просто ЗИС, но после 1957 года к нему присоединили территорию деревни Волхонка южнее Болотниковской улицы. Так появилось двойное наименование. А вторая часть превратилась в ЗИЛ. Строительство новых кварталов продолжалось здесь до начала 1960-х годов. Здания были повыше. Но, к сожалению, проект в итоге упростили. Так что многие из этих домов уже являлись пятиэтажными хрущёвками.

Уже в 1980-х годах большинство построек тут снесли. Осталось только несколько представителей старой архитектуры, которые нужно ещё найти среди высотного типового жилья. Оно сейчас и составляет основу этого микрорайона. История посёлка Волхонка-ЗИЛ довольно интересная, поэтому я как-нибудь напишу об этом отдельную статью. А пока двигаемся дальше.

Горы посреди панелек

После включения в состав Москвы территория современного района стала местом для массового жилого строительства пятиэтажных домов. Так что сейчас здесь много чего попало в программу реновации. Учитывая немалую протяжённость района, во время переселения люди могут, например, получить жильё около метро "Чертановкая", хотя их старая квартира находилась у "Нагатинской".

Из интересного можно упомянуть о собственном горнолыжном комплексе "Кант" около реки Котловки. Он появился ещё в конце 1980-х годов. Смотрится очень интересно, когда люди катаются на сноубордах, а вокруг них не снежные шапки на вершинах гор, а массовая панельная застройка. Собственных парков у района нет. Но можно воспользоваться соседним Коробковским садом для жителей северной части Нагорного. А из южных кварталов недалеко и до Битцевского леса.

Одно из главных преимуществ района - транспортная доступность. Здесь проходит Варшавское шоссе с большим количеством автобусов. Вдоль Симферопольского бульвара бегают вагончики трамваев. На одном из маршрутов (№3) можно доехать до Чистых прудов. Крое того, есть три станции метро: "Нагатинская", "Нагорная" и "Варшавская". Не так далеко несколько других: "Чертановская", "Нахимовский проспект", "Каховская" и "Севастопольская". Они находятся уже в других районах. Но ширина у Нагорного скромная. А значит до многих станций метро идти недалеко. В завершение стоит упомянуть железную дорогу Павелецкого направления, а также МЦК для жителей северной части района.

Несмотря на вышеперечисленные плюсы, о районе многие отзываются плохо. Жалуются на недостаточно развитую инфраструктуру, шум, грязный воздух и отсутствие крупных продуктовых супермаркетов. Из положительных моментов отмечают большое количество зелени, не очень сильную удалённость от центра и хорошую транспортную доступность.

Нагорный район. Вид от Варшавского шоссе (№60) в сторону метро "Нагатинская", 2020. Фото отсюда: https://www.mos.ru
Нагорный район. Вид от Варшавского шоссе (№60) в сторону метро "Нагатинская", 2020. Фото отсюда: https://www.mos.ru

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!