Зарубежный атомный подводный флот, как и наш, к несчастью, не обходился без ЧП, когда погибали люди. В США, например, наиболее трагичными считаются случаи гибели двух американских атомных подлодок - «Трешер» и «Скорпион».
Первая подлодка («Трешер») погибла в 1963 году во время ходовых испытаний, когда её команда проверяла погружение корабля на максимальную глубину. Подводники, якобы не удержали «Трешер» на заданной глубине и лодка, как принято говорить – «провалилась» в океанскую бездну. Так звучала, по крайней мере, самая первая обнародованных версий несчастья.
В целом скажем, «Трешер» являлась головным кораблем для субмарин своего класса, которых строили, как ответ на введение в строй первых атомных подводных лодок СССР. Подлодка отличалась от предшественниц более высокой скоростью и большей глубиной погружения.
9 апреля 1963 года лодка проходила испытания и находилась в 220 милях к востоку от мыса Кейп-Код. Экипаж в тот день, в самом деле, вышел в море для проведения глубоководных погружений. Спустя какое-то время с субмарины на обеспечивающее её судно поступило сообщение о неких возникших сложностях, а вскоре связь вообще пропала. Лодка на поверхность океана так и не всплыла. Все 129 членов экипажа погибли.
Часть экспертов со временем стали утверждать, что на борту во время погружения, скорее всего, произошел разрыв неправильно сваренного трубопровода, что привело к протечке, которая в конечном итоге вызвала короткое замыкание в сети и возгорание. Экипажу не удалось добраться до вышедшего из строя оборудования, чтобы остановить затопление, да и балластные цистерны, как считают, в критической ситуации не сработали должным образом. Впрочем, военно-морской историк Нормал Фридман предположил, что именно недостаточная подготовка экипажа усугубила положение, и подводники не смогли отреагировать достаточно быстро, чтобы спасти подлодку.
Ряд других экспертов полагает, что руководство ВМС поспешило с отправкой субмарины на испытания, так как далеко не все его системы во время строительства корабля были проверены, а экипаж не успели должным образом подготовить к выходу в море.
В целом же последняя из выдвинутых версий (март 2021 года) в общих словах звучит таким образом: «Причиной гибели американской атомной подлодки «Tрешер» в 1963 году стала совокупность неблагоприятных факторов, основными из которых явились технические неполадки на борту, а также неготовность экипажа оперативно устранить возникшие проблемы».
«Скорпион» был из семейства атомных подлодок типа «Скипджек», и в отличии от «Трешера» уже был сдан флоту, даже ходил в составе Средиземноморского соединения американских кораблей. Беда настигла его в Атлантике в 1968 году, когда лодка уже возвращалась с боевой службы на свою базу в Норфолке. Существуют несколько версий её гибели. Наиболее растиражированной обычно считают аварию, когда на подлодке по какой-то из причин «самозавелась» боевая торпеда. Чтобы избежать взрыва, командир, опять-таки – якобы, приказал отстрелить опасный снаряд через торпедный аппарат. В дальнейшем две версии: «Скорпиону» либо не удалось «увернуться» от выпущенной им самим торпеды, которая описав циркуляцию, врезалась в носовую часть лодки, либо злополучный взрыв произошёл-таки на борту корабля до её отстрела. Причём, всё случилось на большой глубине и в отдалённом районе, говорят – в районе Канарских островов. В этой трагедии, как и в случае с «Трешером», полностью погиб весь экипаж – 99 подводников.
После гибели подлодок несколько лет предпринимались несколько поисково-спасательных операций, чтобы точно выяснить причины роковых случаев. Естественно, снова выдвигалось и множество причин случившегося. Однако окончательного ответа так и не прозвучало. Дело в том, что обломки корпусов как «Трешера», так и «Скопиона», в самом деле, были обнаружены на запредельных глубинах, а потому погибшие подлодки детально не обследовались, а рассматривались, как принято говорить, лишь фрагментарно. Скажем, корпус того же «Скорпиона» был обнаружен акванавтами знаменитого батискафа «Триест-II» лежащим на глубине 3.045 метров.
К слову, некоторые американские специалисты, бывшие в антисоветском угаре, вообще предполагали нечто невероятное - якобы «Скорпиона»… подстерегла и уничтожила советская подлодка из неустановленного соединения советских кораблей, в «отместку» за гибель нашей ракетной тихоокеанской подлодки К-129, уничтоженной американцами в районе Гавайских островов от якобы столкновения с американской субмариной.
Как известно, отцом атомного подводного флота США принято считать адмирала Хаймена Джорджа Риковера. В 1982 году он подал в отставку. Его пригласили в Конгресс США для почётного прощания и присвоения ему очередного звания пятизвёздного адмирала, а его имени крупнейшему авианосцу. Риковер, поблагодарив сенаторов, неожиданно произнёс краткую, но выразительную речь:
«Мы все впали в забытье, чреватое всемирной катастрофой! Нас может спасти лишь всеобщий отказ от любых вооружений. Будь моя воля, я бы потопил все ядерные лодки – все до единой, которые я построил. Нет, теперь я не горжусь своей многолетней службой на флоте».
Вам его речь ничего это не напоминает из эпизодов уже нашей, отечественной истории? Имею в виду общественную пацифистскую деятельность советского академика Андрея Сахарова – часто называемого отцом-создателем водородной бомбы. Напомним, Андрей Дмитриевич со временем, убедившись в разрушительной способности своих изобретений, был убеждён, что атомное оружие в случае ядерного конфликта между державами вполне может поставить крест на существовании всего человечества. В итоге учёный, трижды Герой Социалистического Труда не только перешёл в стан противников гонки ядерных вооружений, но и призывал вообще отказаться от военных инициатив в международных конфликтах мировых держав.
К слову, как подсчитали дотошные историки, на сегодняшний день в авариях и при чрезвычайных обстоятельствах наш атомный подводный флот принёс в жертву 507 подводников. Последует ли когда-нибудь признание в духе Хаймена Риковера от россиян?
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.