Найти тему
ПроСВЕТ

Фильм "Магомаев": в кого влюбляются вокалисты

Яблоко или груша? Огурец или помидор? Собака или кот? Спорит Вологда и спорит Кострома...
Тамара Синявская и Елена Образцова из той же цепочки дихотомий.
Что до меня, выделить одну из них невозможно.
Образцова была образцова, идеальна, восхитительна. Ее мощный голос, артистизм, ирония, мудрость, высокая человечность - какие-то недосягаемые вершины Таланта. Когда слышу голос Образцовой, руки покрываются мурашками - так трогает мощь ее звука. Сквозь время, интернет-сети, пространство ее невероятный голос словно бы обнимает тело слушателя, и оно возбужденно реагирует.

Но и меццо-сопрано Тамары Синявской также сильно откликается в моем сердце, немного по-другому, с нежностью, с хрустальным звоном, эталонной чистотой, с теплом. "Это голос любви" - думала я, таким голосом должна разговаривать богиня Любви. Господи, продли годы и дай здоровья и счастья ныне живущей Тамаре Ильиничне Синявской - вот она, настоящая элита страны! Вот оно - настоящее достояние России! А некогда и всего Советского Союза.
И вот при ней, живой, снимают фильм о ней же, как о главной любви жизни Муслима Магомаева - "Магомаев".

-2


Надо заметить, что фильм-биография - это всегда тупиковый и обреченный на критику жанр, и потому что "мысль изреченная есть ложь", и потому что жившие в одно время в одной стране, на самом деле, жили в разных реальностях, и их показания не во всем сойдутся. Наконец, при здравствующем прототипе возлюбленной главного героя ничего "такого" не скажешь же, - этика требует смягчить, улучшить, не договорить...
За последнее время кинематографисты засидели жанр биографического фильма, как мухи окна. Вышел бездарный фильм про Гурченко, белиберда про Орлову, недавно показали какую-то неистовую галиматью про Раневскую (при том, что я стараюсь досмотреть до конца даже неинтересный или плохой фильм, чтобы составить целостное впечатление, - фильм о прекрасной Фаине Георгиевне смотрела так, словно в сухую глотку совала каменный сухарь;, осилила две серии, дальше - мрак). В известном смысле, даже фильм про Салтычиху можно отнести к фильмам про жизнь известной исторической персоны. "Кровавая барыня" побила все рекорды, как из исторического дерьма сделать съедобную "конфетку", получился исходный продукт, но в блестящих фантиках. Переврали все, что можно, навертели и напридумывали интриг, которых не было, смешали всех Салтыковых в одну кучу, - получили интригующий фильмец на тему "Романовы мы или Салтыковы" с красивыми актерами. Не читающее книг поколение будет о нем судить о женщине с трудной судьбой Дарье Салтыковой ("да.., несчастная она баба!", - голосом Глеба Жеглова).

-3


И вот еще одна биография - фильм о выдающемся исполнителе советской эпохи Муслиме Магомаеве.
Многосерийный, не все посмотрела, однако, впечатление уже сложилось.
Во-первых, отмечу качественную игру Милоша Биковича. Это хороший актер! Спасибо гримерам, что не стали рисовать Милошу орлиные очи Магомаева и вычерчивать его нервные ноздри, вообще спасибо за контурное сходство. Хороший актер берет не гримом, а умением передать жестами, взглядами, позами, игрой характер героя. Милошу это удалось настолько, что временами, когда лица не видно четко, легко принять актера за Муслима Магомаева.

Ирина Антоненко и Милош Бикович - исполнители ролей главных героев фильма
Ирина Антоненко и Милош Бикович - исполнители ролей главных героев фильма

Тамара Синявская и Муслим Магомаев.
Тамара Синявская и Муслим Магомаев.

Во-вторых, подкупила мягкая, нескандальная манера повествования. Никакой лихо закрученной интриги, ложных столкновений, хотя, конечно, фильм оказался несвободен от опереточных персонажей - злодея из "органов" и Бибы и Бобы из ОБХСС. Ну, а если подумать - какие у артиста советских времен могли бы быть антагонисты? Те, которые следили за преданностью партии, те, что контролировали нетрудовые доходы, те, что ловили на покупках фирмы у фарцы, да завистники. Тут, как в комедиях дель арте - нравится/не нравится, а все одно введешь злодея-маску. Отсюда и ходульная роль Фурцевой, напоминающей, скорее, современного топ-менеджера речью и манерами, а не партийную "функционерку" советского времени.

-6


В-третьих, фильм с любовью показывает те находки, из которых выросла современная эстрада - как стильно снимали клипы, как миксовали оперные приемы и песенные (на этом поднялся Фредди Меркьюри, а задолго до него сам по себе проторил эстрадный путь стажер миланского "Ла Скала" Магомаев), как продумывали образы - от интонаций до пиджаков.
Четвертое - сама Музыка! Еще раз услышать голос Магомаева, Синявской, Образцовой - это удовольствие!
.............

-7
-8


Любовные линии даны в мягком, несовременно - беспостельном ключе, - аллилуйя! А то сегодня каждый режиссер стремится показать любовный пот исторических персон. Оттого так пыхтит под партнером Салтычиха и пр. - а то мы без подробностей позы "бутерброд" не поймем же, как оно бывает... Что может узнать жертва ЕГЭ о крепостном праве без показа, как герой в исторических подштанниках елозит по исторической героине?
.................
Спасибо, что многих героев назвали иначе, так Александра Пахмутова становится Анной, но она узнаваема даже без своих великих песен. Маленькая, шустренькая, активная. В самом деле, это же не так чтобы Пахмутова, а образ композитора.
Наверно, правильно, что убрали линию первой жены Офелии, она не добавила бы ничего к образу покорителя женских сердец.
...........

-9


Образ Милы Фиготиной для кино тоже норм. Он получился корректным, интеллигентным, понятным миллионам русских женщин с их идеалом жертвенной любви. Она-то его "всей душой, а у него у ней интерес небольшой". Он артист, у него другая логика, другое измерение жизни - его мир населен не красивыми дамами - они сами, как спелые фрукты падали к его ногам, а красивыми историями, красивыми широкими жестами, красивыми голосами ("мы, вокалисты, влюбляемся в голос").
.............

-10


К фильму можно предъявить много претензий за ходульные образы "вредителей" (завистников, чекистов, партийных благодетелей), но ведь и жизнь в тех рамках была по-своему театром, а персонажи узнаваемыми масками. Найти скромного, интеллигентного цеховика" в то время было делом нереальным. На то и "мараковали" и гребли под себя, чтобы жить красиво. А в аппарате без сановитой стойки делать было нечего... Отмечу попутно крохотную роль партийного клерка из ЦК, а вот эти "инструктора" такими и были - "тенями", скромными, незаметными вершителями судеб.
.............

-11

Режиссеры фильма Дмитрий Тюрин и Роман Прыгунов польстили главной паре фильма, взяв на центральные роли очень красивую Ирину Антоненко (Синявская, сказать мягко, не мармеладная красотка, она очень обаятельная и привлекательна специфичной красотой) и модного сербского актера.
Но если Синявская в исполнении Антоненко получилась кругом комильфо - бесконечно тактичная, интеллигентная, безупречная в переживаниях и накрывшей ее влюбленности, когда она фактически была женой чужого человека, - и в этом каскаде всего такого "правильного" не видно собственно личности, то с Биковичем - попадание в десятку. Манерный, нервный, мягкий, чуткий, импульсивный - разный! Голос с акцентом, особая южная манера растягивать слова - это, как я понимаю, заслуга актера дубляжа Даниила Щебланова (эй, режиссеры! вот кого надо снимать!). Даниил добавил работе сербского актера то, что называется "солью" роли.
Ну, что, буду досматривать с интересом.