Приветствую всех!
Наконец-то я расскажу вам о книге советского и российского фантаста Кира Булычева, которую читала в рамках завершенного марафона "Фантастическая весна" - повести "Марсианское зелье".
Организаторы марафона
«Книжный мякиш», Longfello, «Библио Графия»,«БиблиоЮлия», «Запах книг», «Книжная полка Джульетты», «Книжный клуб авантюристов».
Повесть входит в сборник повестей и рассказов, объединенных одним местом действия и героями. Происходят все описываемые события и истории в Великом Гусляре - вымышленном, но узнаваемом городке, прототипом которого, насколько мне известно, является Великий Устюг.
Первый раз я прочитала этот сборник в юности, когда он оказался в моей библиотеке. А вот как именно он в ней оказался, я так и не смогла вспомнить. Скорее всего мне его подарили, но это не точно.
Целиком книгу я читала дважды, а третий раз перечитывала специально для марафона только повесть, давшую название всему сборнику - "Марсианское зелье".
Скажу, что могу по пальцам пересчитать книги, которые я когда-либо перечитывала. Если такое бывало, то дважды. Но не трижды. Т.е. в этом плане повесть оказалась лично для меня уникальной.
Сборник, о котором я пишу, издан в далеком 1991 году в Литературном агентстве "Варяг". Внешне он ничем не примечателен - скромная серая обложка с единственной надписью - "Марсианское зелье", желтоватые, не очень плотные листы. Но в те годы иметь такую книгу было огромной радостью для меня, и я ее прочитала с огромным удовольствием.
Есть книги, которые быстро забываются. А вот эта книга осталась в моей памяти, но запомнилась мне она не столько сюжетами, которые за прошедшие годы практически полностью стерлись, сколько эмоциями, которые эта книга дарила. Навсегда в душе и памяти осталось ощущение чего-то доброго, светлого, теплого, простого, ироничного. Герои историй, описанных в сборнике - самые обычные люди, каких можно встретить в любом русском городке. Но с ними случаются не самые обычные вещи.
Именно так и происходит в той самой повести, о которой я и хочу вам сегодня рассказать.
Но прежде чем начну свой рассказ, хочу добавить: недавно я узнала, что прочитала лишь небольшую часть летописи Великого Гусляра.
Всего же существует шесть сборников:
✅Чудеса в Гусляре
✅Пришельцы в Гусляре
✅Возвращение в Гусляр
✅Гусляр-2000
✅Господа гуслярцы
✅Гусляр навеки
Это самый масштабный цикл Кира Булычёва. Он включает в себя более сотни рассказов и семь более крупных повестей:
✅Марсианское зелье (1971)
✅Нужна свободная планета(1977)
✅Глубокоуважаемый микроб (1987)
✅Перпендикулярный мир (1989)
✅Алиса в стране фантазий («Алиса в Гусляре», 2000) — кроссовер «Приключений Алисы» и «Великого Гусляра».
✅Жизнь за трицератопса (2001)
✅Туфли из кожи игуанодона (2002)
Итак, "Марсианское зелье".
Все начинается с того, что Корнелий Удалов, главный герой серии о Великом Гусляре, отправляется в местный универмаг для того, чтобы заменить бракованную игрушечную ракету, купленную в подарок сыну Максимке. Одному ему идти туда не очень-то и хочется, и он заходит к соседу, Саше Грубину, не очень аккуратному и не очень молодому человеку, который заведует лавкой вторсырья, держит тропических рыбок в трехсотлитровом самодельном аквариуме и говорящего ворона, а на досуге слушает старые пластинки на патефоне и вырезает под микроскопом на рисовом зернышке "Песнь о вещем Олеге". Грубин изобретатель-самоучка, закоренелый холостяк. В общем, колоритный персонаж.)
Обменять ракету они не успели, потому что случилось землетрясение. Точнее, все так сначала подумали, когда в универмаге дрогнули полки и всё с них начало слетать в диком полете и танце, падая и разбиваясь.
Землетрясение в итоге оказалось банальным провалом в мостовой. От подобных провалов город уже не раз страдал из-за обилия в нем подземных ходов и подвалов царских времен, а от этих провалов в свою очередь страдал Корнелий Удалов, будучи директором ремконторы.
Провал обследовали и обнаружили в подземелье за старой, тяжелой, скрипучей дверью какие-то бутылки, колбы и другие склянки и сосуды, а также старые книги-фолианты. И еще одну потрепанную тетрадку.
На место происшествия приходит Елена Сергеевна Кастельская, бывшая директор городского музея, ныне находящаяся на пенсии, но продолжающая заботиться о кружках и фондах музея. История Великого Гусляра ей по прежнему дорога, к тому же она пользуется всеобщим уважением, поэтому именно Елена Сергеевна берет на себя ответственность за старинные находки, которые в итоге относят в музей.
За всей этой суматохой наблюдает из окна второго этажа Милица Федоровна Бакшт. Милица Федоровна очень стара. Милица Федоровна была уже очень стара в годы революции. И вот тут впервые мы понимаем, что что-то тут не так.
События в повести разворачиваются судя по всему в 60-е - начале 70-х гг ХХ века. А революция, о которой идет речь, это, конечно же, революция 1917 года. Так как же такое может быть, чтобы Милица была уже очень старой в 1917 году? Сколько же ей лет?!! 150?! 200?!
Читательские подозрения усиливаются в тот момент, когда к старушке приходят с экскурсией пионеры под руководством очаровательной Шурочки Родионовой, продавщицы игрушек, работающей в том самом злополучном универмаге.
К девятнадцати годам стала Шурочка так хороша, что многие мужчины, у которых не было детей, ходили в универмаг покупать игрушки.
Шурочка мечтает стать археологом, три года она занималась в историческом кружке у Елены Сергеевны, но из-за финансовых проблем не поехала поступать в институт в Вологду, а решила год поработать продавщицей, параллельно читая нужные книги и изучая английский язык.
Так вот, во время пребывания у Милицы Федоровны, Шурочка, пионеры и увязавшийся за ними Миша с примечательной фамилией Стендаль, молодой сотрудник районной газеты, рассматривали старинный альбом хозяйки и услышали следующее:
-А теперь обратимся к моей молодости, - сказала Бакшт. Она торопилась, волновалась. Говорила громко.
На следующей странице была нарисована акварелью девушка в платье с глубоким вырезом на груди.
- Это я, - сказала Милица Федоровна. - В бытность мою в Санкт-Петербурге. А это стихи написал мне в альбом Александр Сергеевич Пушкин. Он танцевал со мной на балу у Вяземских.
Пионеры, Шурочка и Стендаль замерли, как поражённые громом. Старуха сказала эти слова так просто, что не оставалось места для недоверия. Страница была испещрена быстрыми летучими буквами. И внизу была подпись: "Пушкинъ"
В этот момент из-за ширмы быстро вышел старик с желтоватой бородой и, в два шага достигнув двери, исчез за нею...
Этот старик является ключевой фигурой всего повествования, хранителем тайны того самого "марсианского зелья", которое предстоит выпить всей нашей веселой компании, состоящей из вышеописанных героев. Каждый из героев получит в жизни второй шанс. Но как по-разному все они распорядятся этим самым шансом!
Мне остается упомянуть лишь двух, еще не названных героев, связанных с невероятными событиями, произошедшими в те дни в Великом Гусляре.
Это Никита Николаевич Савич, местный провизор, в молодости влюбленный в Елену Сергеевну, ту самую бывшую директоршу музея, и до сих пор нет-нет да вздыхающий о ней.
Елене Сергеевне уже за шестьдесят, у нее седые волосы, сын и невестка, внук Ваня, которому она варит манную кашу с комочками.
За шестьдесят с лишним лет она так и не научилась варить манную кашу. Если бы удалось начать жизнь сначала, Елена Сергеевна обязательно подсмотрела бы, как это делала покойная мама.
Савич же думал о том, что если бы ему удалось начать жизнь сначала, то на этот раз он бы не упустил прекрасную Елену, как сделал это много лет назад.
А много лет назад получилось, как в известной песне в исполнении Анны Герман:
И платье шилось белое,
Когда цвели сады.
Ну, что же тут поделаешь,
Другую встретил ты.
Красивая и смелая
Дорогу перешла.
Черешней скороспелою
Любовь ее была.
Михаил Рябинин
"Красивой и смелой" оказалась яркая Ванда Казимировна, ныне супруга Савича и директор того самого универмага, возле которого образовался провал.
И вот в итоге, в конце всего этого суматошного дня, вся эта разношерстная компания из девяти человек оказывается в одном месте и становится свидетелями удивительного рассказа, поведанного тем самым старцем, которого зовут не менее удивительно - Алмаз Федотович Битый, и который всем предложит участвовать в смелом и невероятном эксперименте, связанном с тем самым "марсианским зельем".
***
"Марсианское зелье" - это увлекательный сюжет, легкий, талантливый и слегка (а порой и не слегка) ироничный текст, живые, интересные персонажи, типажи и человеческие характеры. Несмотря на узнаваемые советские реалии вроде монастыря, отданного после революции речному техникуму, или церкви, в которой размещался районный архив, а также очень точно описанную типично провинциальную, немного сонную атмосферу, царившую во многих подобных советских городках, повесть читается и в наши дни с интересом и легкой ностальгией у тех, кто еще застал те годы и помнит все те универмаги, заштатные музеи, церкви-архивы и монастыри-техникумы.
Мне остается добавить только еще одно: издание, которое я читала снабжено комментариями, специально написанными автором для этого сборника и связанными с историей Великого Гусляра и обстоятельствами появления рассказов о нем.
Интересные факты:
❇️Повесть "Марсианское зелье" была написана одной из первых из всех гуслярских рассказов и повестей. Кир Булычев во время работы на этой историей даже не думал, что еще когда-нибудь вернется в Великий Гусляр. Из-за определенных событий, описанных в этой повести, автору пришлось пойти на нарушение хронологии, поместив "Марсианское зелье" в конец книги.
❇️Повесть не могла быть опубликована в полном виде более десяти лет, из-за чего автор о ней даже немного подзабыл, "она как-то переместилась на далекую периферию памяти".
❇️Первоначальное название повести - "Рыцари на перекрёстке".
❇️Первая ее версия была опубликована в альманахе «Мир приключений» 1971 года.
❇️Не будучи издана целиком у нас, между тем она была напечатана в Польше и Германии.
❇️В 1984 года повесть была экранизирована режиссером Александром Майоровым в жанре фантастической комедии и вышла на экраны под названием "Шанс".
❇️ Изначально финал повести значительно отличался от кинематографического. Кир Булычёв совместно с режиссёром написал сценарий фильма, по которому тот в итоге и был снят. Поэтому в дальнейших изданиях печаталась версия повести, приближённая к сценарному варианту.
❇️Съёмки фильма проходили в Калуге.
❇️ В съемках фильма был задействован автомобиль Dux K24 модели 1909 года.
Я смотрела этот фильм. Помню, увидев его впервые по ТВ, я только ближе к концу ощутила что-то смутно знакомое. В финале же я окончательно поняла, что фильм, который я только что просмотрела, явно снят по прочитанной мною несколько лет назад повести Кира Булычева.
Фильм мне очень понравился. В нем снимались многие известные киноактеры - Вероника Изотова, Виктор Павлов, Людмила Иванова, Майя Менглет, Игорь Ясулович, Сергей Жигунов.
А вы читали эту повесть? Смотрели фильм?
Пишите в комментариях, ставьте лайки, подписывайтесь на мой канал. Благодарю!
Мой канал в Телеграмме, подписывайтесь, там тоже интересно и другой формат публикаций.
Всем спасибо за внимание, хороших книг и отличного настроения!
С вами была ваша Джульетта