45 дней длится обычная экспедиция на Эверест. Если повыкидывать 5 всяких «день прилета-день отлета», то реально мы на высоте выше 2860 (высота аэропорта Лукла) находимся 40 дней. Все это для того, чтобы без глобальных потерь (в основном здоровья) полнятся еще на 6 км по вертикали.
Попробуем перевести горы в этажи жилого дома.
Согласно СНИП (строительные нормы и правила) высота стандартной ступени лестницы должна составлять не более 15 сантиметров. Наклон лестницы должен быть в интервале от 35 до 40 градусов.
Итак, согласно СНИП и нехитрому вычислению гипотенузы, пахать нам под углом 40 градусов 10 км, которые разделив на 15 см окажутся примерно 67 ТЫСЯЧ ступенек или 3 тысячи этажей.
Дойдите один раз до 10 го с рюкзаком 10 кг в ботинках весом 5 кг и потом повторите это упражнение еще 299 раз, тогда вам станет ясно, чему равна всего 1/5 нагрузки восходителя на Эверест.
Почему 1/5 только? Да потому, что где-то на 30-ом повторе вам нужно будет одеть противогаз и с каждым повтором все плотнее и плотнее затыкать кляпом входное отверстие для воздуха - это называется подъем на высоту и уменьшение содержания кислорода в воздухе, как, впрочем, и уменьшение плотности воздуха в целом.
На 5200 (базовый лагерь Эвереста) плотность воздуха =0,65 от той, что есть на уровне моря, а на вершине Эвереста 0,4 «от дома».
Есть еще ряд жестких параметров, которые умножают 65 тысяч ступенек на 5.
Акклиматизация - генеральная проблема. Лагеря (базы) ставятся на относительно ровных участках горы, кроме того, вдали от возможных камнепадов и лавин, еще хорошо бы на солнечной стороне и не в аэродинамических трубах. И тем не менее лагеря регулярно сносятся селями, а тропы к ним через ледник ежедневно меняются вместе с обрушением снежных мостов.
Это я к чему? К тому, что вы не можете рассчитывать, что лагеря будут стоять на расстоянии «500 метров/в сутки по высоте в день» - как доктор прописал, а будут стоять то через 300 метров высоты, но это полдня хода по огромной плоской раскаленной сковородке ледника, то с перепадом между лагерями 1 км, поскольку весь этот километр высоты будут составлять стены и провалы, нагромождения огромных каменных и ледяных глыб. Смешно звучит «раскаленная сковородка ледника», но это именно так: километры в длину и ширину неровное ледяное поле, под которым текут реки и каждый шаг может оказаться шагом в трещину глубиной 100 метров. Ярким днем на этом ледяном поле прямые солнечные лучи, отраженные ото льда, превращают человека, идущего там, в стейк. Потому и зовётся такой участок «сковородка». Рассказ про «сковородку» и трагическую судьбу лагеря под пиком Ленина тут 👇
Ну так вот, если вы поднялись на 1.000 метров из лагеря в лагерь и начался шторм под названием «горняшка»
то команду «валим вниз» нужно выполнять быстро, иначе отек мозга, и прочие прелести высотной болезни могут добить быстро.
Короче, забеги вверх-вниз для акклиматизации (тренировки и подготовки организма к работе на высоте), это обычное дело и регулярно наш путь умножается на 2, не говоря уж о том простом факте, что прямых дорог здесь нет. По горизонтали все тропы петляют, умножая расстояние от точки до точки минимум на 2, а по вертикали- самое обидное, все тропы в горах идут не просто вверх, но еще и волнообразно и за большим подъемом запросто можно увидеть спуск и снова подъем. То есть, в конечном итоге, на одном переходе можно вымотаться в хлам бесконечными подъемами и спусками и в результате ни чего не набрать по высоте.
Так о чем же я, о том, что 45 дней - это 45 вечеров. Многие из них пройдут в палатке, в спальнике, в позе эмбриона, ищущего хоть секунду сна и градус тепла, а вторая половина пройдёт между тренировочными выходами в прекрасно оборудованном БЛЭ (базовый лагерь Эвереста) на высоте 5250.
Про оборудование лагеря напишу отдельную статью, а сейчас о развлечениях: прекрасная еда, которую готовит нам шеф-повар лучшего ресторана столицы Непала «Ля Шерпа» и его команда,о
отдельная палатка-бар, обогреваемая большой газовой горелкой и широкий набор напитков, в том числе кофеварка.
Есть у нас гитара, нарды, шашки, шахматы и картишки, само собой.
Я тут вспомнила юность и институтские годы, нашлось нас четверо бойцов, сидим пишем пулю (преферанс). Есть у нас слабенький, но все же есть wi-fi, видеопроектор и палатка доктора с ингалятором:)
Развлекаемся разнообразно и неспешно.
Жизнь на хуторе близ Эвереста течет своим чередом и мы наслаждаемся безинформационным высокогорным пространством.