Найти тему
МузАртМедиа | MusicArtMedia

Густав Малер и "Остров проклятых" Мартина Скорсезе

В 1876 году шестнадцатилетний юноша – студент Венской консерватории – пишет одно из самых красивых камерных сочинений для скрипки, альта, виолончели и фортепиано.

Впоследствии он станет одним из крупнейших симфонистов и дирижеров рубежа XIX-XX веков. Имя юноши – Густав Малер. А сочинение, вернее, лишь одна его часть – фортепианный квартет ля минор. Первое исполнение состоялось в том же году, причем за роялем был сам автор.

Рукопись первой части Фортепианного квартета (1876)
Рукопись первой части Фортепианного квартета (1876)

Интересно то, что почти все ранние свои произведения Малер уничтожил. А этот квартет оставил и даже хотел его продолжить - во всяком случае сохранились наброски второй части.
В квартете мы не услышим той монументальности малеровского зрелого стиля, которая представляется при упоминании этого имени. И да, знатоки европейского романтизма, скорее всего, услышат что-то от Брамса и, может быть, Мендельсона. Но, при всех влияниях, сочинение получилось изумительно искреннее, прекрасное и гармоничное.

И именно эта музыка становится особой драматургической краской в фильме Мартина Скорсезе «Остров проклятых» (1910).

-2

Квартет Малера не просто появляется в качестве фона или бытовым внутрикадровым штрихом. Имя композитора и название сочинения произносят герои кинокартины, что подчеркивает значимость сочинения, удивительно корреспондирующего с возрастающим психологическим напряжением.

А теперь самое интересное.

Настроению фильма невероятно созвучна фраза писателя Стефана Цвейга, который сопровождал тяжелобольного Малера в его последнем путешествии через Атлантику. Это были такие слова:

«Я никогда не смогу забыть этот силуэт на фоне серой бесконечности моря и неба, бесконечную грусть и бесконечное величие этого зрелища, которое словно бы звучало, подобно изысканной возвышенной музыке».
Одно из последних фото композитора, сделанных в 1911 году
Одно из последних фото композитора, сделанных в 1911 году

Прежде чем пожелать приятного просмотра, хочется вернуться на минуту к наброскам второй части. Малер не завершил свое сочинение, но к эскизам его музыкальной мысли позднее – в 1988 году и в другой стране – в СССР, обратился композитор Альфред Шнитке, создав собственную версию:

(Если удобнее - видео фортепианного квартета Малера-Шнитке)

А вот теперь – приятного просмотра одного из самых увлекательных фильмов XXI столетия!