Найти тему
Myslo.ru

В тульском театре вспомнили о славе Герострата

Для режиссера-постановщика Алексея Доронина это первая постановка в Туле.

В Тульском академическом театре драмы рассказали о том, что в историю можно не только войти, но и влипнуть. Спектакль по пьесе Григория Горина, автора красивых притч, экранизированных Марком Захаровым, о Мюнгхгаузене и Свифте, прошел при переполненном зале.

-2

Удивительное совпадение. Прежнюю премьеру «Забыть Герострата» в Туле играли почти ровно тридцать лет – в конце мая 1993 года в ТЮЗе. Дело, в общем, обычное, да не совсем. На тот спектакль приезжал сам автор – Григорий Горин, который рассказал тогда, что пьеса «Забыть Герострата» ему особенно дорога. Она была первой, написанной самостоятельно, без Аркадия Арканова. И сразу вызвала немалое противодействие. Чиновник из министерства культуры возмущался: «Григорий Израилевич, ну вы же русский писатель, зачем вам про греков писать?» В иносказательности тоже видели особую опасность.

-3

Тогда, в 1993-м, когда все в стране перевернулось с ног на голову, Горин сказал, что приехал посмотреть и понять, может ли эта пьеса еще жить. Оказалось, очень даже может. Видно, в эпоху перемен история о том, как вчера еще мелкий, никчемный человек, играя на чувствах толпы и чьем-то воспаленном воображении, может добиться невероятной популярности, всегда будет актуальна.

-4

В каком-то приближении мы все слышали, что тогда в городе Эфесе, в то время еще не турецком, а древнегреческом, произошло. В одну роковую ночь некий базарный торговец по имени Герострат сжег храм Артемиды. Величественный храм, созданный невероятным трудом многих людей, простоял всего сто лет. Он мог бы простоять тысячелетия, а простоял всего сто лет. Избежав самосуда, Герострат теперь ожидает казни по закону. Он мечтает лишь о том, чтобы его имя и его свершение остались в памяти потомков. Ведь мало кто знает строителей храма, зато имена разрушителей остаются навсегда.

-5

По словам Горина, тогда, тридцать лет назад, артисты верно уловили эпоху. Притчеобразность в стране, где обо всем теперь можно говорить открыто, стала не нужна. «Актеры не унизились до фельетонности», – сказал он тогда. Собственно, этот комплимент можно повторить и о нынешней постановке. Хотя искушение осовременить историю про людей, живших в 356 году до нашей эры, наверное, было. Уж очень некоторые сюжетные линии кажутся острыми и актуальными именно сейчас, хотя написаны полвека назад. Да и в некоторых современных постановках пьесы древние греки из города Эфеса иногда по ходу действия переодеваются для наглядности в цивильные костюмы и галстуки.

-6

Впрочем, нужен ли на актере костюм с галстуком, когда Герострат (Дмитрий Чепушканов) из тюремной клетки подговаривает ростовщика Крисиппа (Андрей Сидоренко) выкупить у него собственноручные воспоминания. Даже ушлый ростовщик не сразу понимает, что переписанные на папирусы мемуары преступника, ненавидимого всем городом, сулят огромную прибыль.

-7

Разве сейчас не так? Разве не завалены книжные полки биографиями наемных убийц, а телеэкраны сериалами про Чикатилло и прочих маньяков? А ведь Горин сочинял свою пьесу, когда ни о чем подобном и помыслить было нельзя. Слава нынешних преступников вполне себе сродни геростратовой. Только один сжег величественный храм, а эти убивали, убивали и убивали.

-8

Сам Горин определял свою пьесу как в основном антифашистскую. Однако как любой большой писатель он сумел заглянуть в будущее и сделать ее актуальной для любого времени. Истории о том, как вчерашнего маленького человека жители города Эфеса начинают почитать как бога, а его словам внимать правители соседних государств, не хватает для полной достоверности лишь футболки цвета хаки на главном герое. Но создатели спектакля изначально отказались рядить героев в современные одежды. Пусть зрители все видят и оценивают сами.

Опять же никаких намеков. Пьесу для постановки театр выбрал более года назад, а писал ее Горин вообще в 1972 году. Просто все в истории повторяется. В данном случае – в виде трагикомедии. Боги тогда, 356 лет до нашей эры, почти простили Герострату его дерзость. Ведь он сам был уверен, что наглость человеческая – сильнее богов. В каком-то смысле этот его расчет оправдался. Герострата действительно помнят. Вот и у нас не забывают.

-9

Для режиссера-постановщика Алексея Доронина это первая постановка в Туле, хотя он туляк, и с нашим городом его многое связывает. Для тульского театра этот спектакль примечателен еще и тем, что режиссер выступил в нем не только как постановщик, но и, редкий случай, как автор музыкального оформления, сценографии и костюмов. Спектакль идет в хорошем темпе, без пауз, и актерам играть предложенную историю доставляет видимое удовольствие. Зрителям смотреть – тоже. Ведь заняты многие ведущие актеры театра.

О Дмитрии Чепушканове и Андрее Сидоренко мы уже сказали. Повелителя Эфеса Тиссаферна играет Игорь Небольсин, его жену Клементину – Елена Берестнева. В роли архонт-басилея Эфеса, который должен провести суд над Геростратом – Виктор Ананьин. В роли тюремщика предстал перед зрителем Николай Бутенин. Одну из ключевых ролей – человека театра, который как бы связывает воедино древнее прошлое и настоящее сыграл Антон Балабаев. Ну а в роли эфесцев, переживающих за то, чем все закончится, безусловно, были сами зрители. История-то иносказательная.

Читайте полную версию статьи на сайте MySlo.ru:
В тульском театре вспомнили о славе Герострата